Воля – это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Откуда же она берется, и почему многие педагоги и ученые считают, что нам будто невзначай не дают развивать это качество?
Мы привыкли считать волю явлением психологическим, однако, как и все психологическое, она имеет вполне конкретную физиологическую базу.
В прошлом веке замечательный русский физиолог Николай Бернштейн разработал «Теорию построения движений», которая легла в основу многих всемирно известных методик, в частности, методики Глена Домана.
В нашей стране имя Н.А. Бернштейна малоизвестно, потому что в середине века его судили по «делу врачей», после чего после чего открытия ученого в нашей стране оказались под запретом. Согласно его теории, мозг человека напоминает слоеный пирог или, если хотите, пирамиду, каждый «этаж» которой запечатлел определенный этап развития нервной системы живых организмов в процессе эволюции. Когда наш малыш растет, мы можем наблюдать, как в свое время «включаются» в работу разные «этажи»: сначала младенец реагирует больше на резкие звуки и смену освещения, реагирует в основном
плачем, со временем его начинают интересовать более подробные детали мира и реакции усложняются.
Для того чтобы говорить о желаниях, для осуществления которых якобы нужна воля, нам нужно забраться уже на третий «этаж» нашей пирамидки — на уровень пространства или уровень С по Н.А. Бернштейну. Именно здесь для ребенка впервые приобретают значение объекты пространства – и здесь впервые появляется необоримое детское «Хочу!». Причем не просто хочу, а хочу прямо сейчас и здесь! Происходит это в возрасте от полутора до трех лет, а дальше случается всем известный «кризис трех лет», суть которого — в переходе к более высокому уровню, уровню D.
Между этими этажами – огромное расстояние, как между курицей и шимпанзе. Если на уровне С мы имеем дело только с конкретным пространством, то на уровне D мы оперируем с тем пространством, которое мы представляем. Только на этом уровне впервые появляется наше волевое «надо», потому что мы можем вообразить себе свою цель, свое «потребное будущее», которое состоится только в том случае, если мы откажемся от сиюминутных желаний в пользу этой представляемой цели.
По сути, воля является одной из главных способностей, которая ведет нас из мира животных, полностью погруженных в свои желания, в мир человека с его способностью жертвовать. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский так волю и определял: «Это умение послушаться себя (заставить себя), послушаться собственного принятого решения. Волевое действие начинается там, где происходит овладение собственным поведением…». Чем отличается волевое поведение от неволевого? Я увидел на прилавке банан — я очень его хочу!
Я могу его тут же взять (украсть) — или уйти прочь от этого банана, пойти заработать денег — и его купить.
Потому что надо быть честным.
Или: взять кредит, чтобы сразу, прямо сразу, завладеть такой желанной одеждой-машиной-путевкой…
СЛУШАТЬСЯ ВЗРОСЛЫХ?! ДА!
Как же развивается воля? Елена Владимировна Максимова — современный ученый, который на практике развивает теорию Н.А. Бернштейна, замечает: «По нашим наблюдениям, умение послушаться себя встает после умения послушаться взрослых». Ученые называют это «интериоризацией» — перенесением внешнего вовнутрь.
Точно так же в чуть более позднем возрасте диалоги ребенка со взрослым — его вечные «почему и как?» — превратятся во внутреннюю речь, которая станет инструментом логического мышления. Но до этого еще расти на целый этаж вверх…
А пока… Да здравствуют послушные дети! Да здравствуют наши предки, которые вменяли послушание детям в обязанность! Дети должны слушаться — не только потому, что нам, взрослым, так удобнее. Наш родительский долг приучить их к послушанию ради них самих. Чтобы они потом смогли стать людьми.
Но как добиться от ребенка послушания? Здесь тоже есть секрет.
На уровне D ребенок еще не понимает речь в полном объеме — поэтому бесполезно ему объяснять и читать нравоучения. Надо четко обозначить границы «можно» и «нельзя» и — самое главное — демонстрировать правильное поведение своими действиями.
Ребенок будет поступать так, как поступают окружающие его взрослые. Так что бесполезно требовать от него выполнения правил, которым вы сами не следуете.
ИГРА-ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО
Есть еще один замечательный механизм развития воли, подаренный нам самой нашей природой — это сюжетно-ролевая игра.
«А давай я буду врачом, а ты — шофером…». Она появляется ближе к четырем годам — и легко заметить, с каким упоением дети осваивают тут представляемое пространство уровня D. Что же важного происходит в игре? В игре ребенок добровольно (и с большой охотой) принимает на себя ограничения роли и правила — он фактически тренирует механизм ограничения своих желаний. Я врач — я должен ходить в белом халате, хотя моя рубашка мне нравится больше…
В последнее время в нашей жизни появилось огромное количество явлений, которые будто специально стремятся ограничить нашу волю, лишить нас этого качества. Реклама, которая умело «бьет» на эмоции, на уровень сиюминутных желаний. Развитая система кредитования, которая для многих становится трагедией.
Да просто зайти в супермаркет и выйти оттуда именно с теми покупками, которые были запланированы (или без них — если нет того, что нужно), — многие ли способны на такое волевое поведение?
С детьми ситуация не лучше: всевозможные системы «свободного воспитания», где неверно понятый принцип свободы делает из ребенка раба собственных (а потом и чужих) желаний. Кроме того, детей лишают права, провозглашенного «Конвенцией о правах ребенка» — права на игру. Происходит это незаметно: просто современным дошколятам… некогда играть: они посещают бесконечные студии, клубы и занятия.
На свободную игру, в ходе которой и развиваются именно человеческие качества, времени и сил не остается.
Так что наши интеллектуально развитые дети имеют все шансы вырасти вполне готовыми донорами потребительской системы — если только мы своими волевыми действиями не начнем развивать у них волю.
Впрочем, для этого нам самим придется отказаться от «хочу» в пользу «надо».