Спортивные игры-соревнования для детей: виды и правила


Многое познается в сравнении. Особенно в детстве, ведь именно в это время малыши понимают, как предметы, явления, да и они сами отличаются друг от друга. Такие знания приходят разными способами, один из которых — развивающая игра. И не просто игра, а целое соревнование.
Ловкость, сноровка, азарт, правильная оценка своих сил и возможностей — все это дают спортивные игры-соревнования для детей.

Быстрее, выше, сильнее!

Вспомните детство. Наверняка игры-соревнования были обязательной частью вашей дворовой жизни. Да и в детском саду, и в школе вы не раз играли в передачу эстафеты, собирали мозаику на скорость и выбивали мячом противника. Каждую игру, где побеждает один игрок или вся команда, можно назвать соревновательной.

Виды игр-соревнований

Игры-соревнования делятся на 3 основных вида:
1. Познавательные. Сюда относятся настольные игры, головоломки, ребусы, мозаики. Конечно, во все это можно играть и в одиночку, но тогда это не будет соревнованием. Команда из двух человек — уже команда, а быстрота и ловкость определяют здесь своего победителя.
2. Спортивные. Футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол — все это спортивные игры с уже заданными правилами, которые нужно соблюдать. Здесь без большого количества участников не обойтись.
3. Подвижные. Практически все дворовые игры, в которых есть дух соревнования, подвижные, а потому относятся к этой самой многочисленной группе.

Победа и поражение

Для каждого родителя его ребенок — самый умный, самый сильный и самый быстрый. В принципе, мы сами растим детей такими, внушая, что они лучшие.
Соревнуясь в семейном кругу, мы специально поддаемся своим чадам, чтобы они в полной мере ощутили вкус первой победы. Но в обществе, где ваш малыш будет равным среди равных, совсем другие правила. Там игры-соревнования позволяют детям оценивать свои возможности и достижения. Именно поэтому следует с раннего возраста воспитывать правильное отношение к победам и поражениям, в худшем случае ребенок может стать робким и неуверенным в себе или задиристым насмешником. Объясните малышу, что игра подчиняется правилам, которые нужно выполнять.

А еще – играть честно и дружно, проявлять смекалку и сообразительность. Не злиться на тех, кто опередил, не смеяться над теми, кто проиграл. Не выиграл в этот раз – выиграешь в другой! В любой игре есть проигравшие и победители (иногда и ничья). Не стоит забывать, что соперники вне игры — любимые друзья. Главное — это сам процесс, тот восторг и азарт, которые возникают при соревновании. Проигравший всегда извлекает из игры важные для себя уроки — учится анализировать негативные эмоции, если они возникают, учитывает ошибки, которые допустил при игре, чтобы в следующий раз проявить себя с лучшей стороны. Ведь ребенок должен быть готов к трудностям, которые ждут его во взрослой жизни.

Игры-соревнования

У любой развивающей игры есть золотое слово: повторение. Чем чаще ребенок в нее играет, тем лучше запоминает правила и условия, а значит, становится самостоятельным, учится контролировать себя и ситуацию. Попробуйте для начала поиграть в игры, которые мы предлагаем ниже, всей семьей, а уже позже переносите их во двор, среди знакомых детей. Еще лучше, если девочек и мальчиков будет в командах поровну, чтобы силы были равны, но тут уж как повезет. Весь необходимый инвентарь лучше подготовить заранее.


— AD —

«Лови мяч» (для детей от 2-3 лет)

Цели: развить навыки бросания мяча, привить интерес к спортивным играм.
Замысел: игра наподобие волейбола, только для самых маленьких. Играть можно как большой командой, так и вдвоем.
Материалы: мяч, сетка (ее натягивают на уровне носа или глаз участников, чтобы вытянутые руки с мячом были выше сетки). Если нет сетки – возьмите любую другую плотную ткань и натяните ее. Можно привязать вокруг ручек дверей или шкафа, а можно и закрепить прищепками. Нет ткани — возьмите веревку.
Действия и результат: нужно перебросить мяч через сетку и поймать его с другой стороны. Выигрывает тот, кто сделает правильно больше всего бросков. Перед началом такой игры лучше всего потренироваться.

«Попади в корзину» (для детей от 2-3 лет)

Цели: развить меткость и навыки бросания, научиться контролировать свои движения.
Замысел: игра наподобие баскетбола, только для самых маленьких. Играть можно как большой командой, так и вдвоем.
Материалы: мяч, корзина или широкое ведро.
Действия и результат: взрослый ставит на пол корзину или ведро. Участник-ребенок старается попасть в него.
При каждом удачном попадании корзина отодвигается чуть дальше. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее количество удачных бросков.

«Кто больше всех собрал?» (для детей от 4—5 лет)

Цели: развить ловкость, сноровку хватательных движений, научить последовательности движений, привить командное чувство общности.
Замысел: игра-эстафета, руководит взрослый, играют минимум 3 ребенка (чем больше, тем лучше).
Материалы: цветные флажки (можно из цветного картона), цветные кубики, фишки или мелкие игрушки.
Действия и результат: через каждые 5-7 метров установите цветные флажки. Возле каждого флажка положите много разных кубиков и фишек. Ребята стоят на старте и ждут команды.
По команде участник обегает флажки, поднимая по кубику. Выигрывает тот, кто соберет больше всего предметов и добежит с ними до старта, не уронив.

«Назови дни недели» (для детей от 4-5 лет)

Цели: развить навыки бросания мяча, одновременно с этим повторить и закрепить имеющиеся знания о днях недели.
Замысел: эта игра — спортивная и познавательная одновременно. При подбрасывании мяча ребенок приводит в действие двигательную память. Вспоминая дни недели, он вспоминает образы словесно-логической памяти.
Материалы: мяч.
Действия и результат: дети устраивают считалку (взрослый может помогать), и устанавливается очередь.
Первый участник подбрасывает мяч и ловит его, каждый раз называя день недели. И по порядку — понедельник, вторник, среда… Один бросок – один день недели. Если он ошибается, мяч переходит ко второму участнику. Победителем считается тот, у кого не было промахов или было меньше всех.
Можно усложнить игру (но это для детей постарше) и называть дни недели по-английски, а также названия месяцев. Еще такая игра отлично укрепит счет, если называть при каждом броске числа, или поможет запомнить буквы алфавита тем, кто учится читать.

«12 палочек» (для детей от 5 лет)

Цели: развить ловкость и сноровку, привить ощущение командного духа.
Замысел: игра-соревнование, в основе которой поиск заданного материала.
Материалы: 12 палочек, дощечка, цветные мелки.
Действия и результат: игру контролирует взрослый. Выбирают водящего.
Собирают 12 палочек, похожих друг на друга, обозначают их цветными мелками (чтобы было легче найти).
Потом берут дощечку, кладут на нее палочки и сильно ударяют по ней, да так, чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Участники разбегаются и прячутся, а водящий ищет обозначенные палочки. Когда все палочки собраны, водящий начинает искать спрятавшихся. Тот, кого находят, выбывает из игры. Если водящий найдет всех, то считается победителем. В этой игре есть своя хитрость: пока водящий ищет оставшихся, один из игроков может незаметно подкрасться к дощечке и опять ударить по ней, рассыпав палочки. Игра заканчивается тогда, когда все палочки лежат на месте, а все игроки — найдены.