Всякая мама бывает довольна, когда ее малыш послушен, беспрекословно моет руки, вовремя отправляется спать, прерывая увлекательную игру или любимый мульти-пульти.


— AD —

Важные слагаемые

Родители убеждены, что ребенок всегда должен следовать указаниям взрослых, которые знают, что хорошо, а что плохо.
В итоге у него разовьются хорошие (удобные для жизни) качества и сами собой исчезнут плохие (неудобные). А что такое хорошие и плохие качества? Что за ними скрывается: наследственность (яблочко от яблоньки), плоды воспитания (что посеешь, то и пожнешь) или ситуация, которая сильнее нас („никогда бы так не поступил, но обстоятельства заставили»). Психологи считают, что это может быть первое, второе, и третье, и даже все вместе.
Поэтому так важно знать законы сочетания этих слагаемых.

Чаще всего мы недовольны поведением малыша потому, что не совсем понимаем особенностей его темперамента. То и дело можно услышать, как мамы, собравшись вместе, говорят о своих чадах: „… раньше был такой послушный, а теперь никакие уговоры на него не действуют: то игрушку с елки тащит в рот, то фломастер пытается засунуть в электрическую розетку». Нередко высказывают и претензии такого рода: „Всего боится, всех стесняется, прочесть стихи на празднике не уговоришь, сразу в слезы. Пропадет мой тихоня в жизни!» — или совсем противоположные: „Ну до чего упрямый — весь в отца (мать, бабушку, дедушку)».

Четыре портрета

Говоря о человеке, мы замечаем и то, чем он увлекается, что умеет, и то, как он себя ведет: порывами или последовательно, быстро „выдыхается» или, совсем не знает усталости.
Эти определения показывают динамику поведения, где и проявляется темперамент. Каждый из четырех его типов можно представить в виде обобщенного психологического портрета. Так, ребенок-сангвиник худощав, в движениях быстр, часто хватается за новое дело, быстро охладевает к нему. Он жизнерадостен, у него живой ум, порой недостаточно глубокий. Иной облик у крохи-флегматика. Чаще всего это упитанный, медлительный ленивец. Он вдумчив и наблюдателен. Его чувства не так горячи, зато постоянны. Ребенок холерического темперамента решителен и быстр.

Его острый, насмешливый ум отличается категоричностью.
В проявлениях симпатии может быть очень резок.
Малыш-меланхолик серьезен, основателен в проявлении своих желаний, отличается глубоким умом. Очень впечатлительный и замкнутый, он постоянен в своих пристрастиях, но редко открыто проявляет чувства.

Обычно, познакомившись с этими описаниями впервые, редкая мама удержится от восклицания: „Все точно про моего.» И это закономерно, потому что портреты здесь описаны типичные. Как вы, наверное, заметили, каждый тип темперамента обладает и сильными и слабыми качествами, то есть удобными и неудобными. А вот какие из них перевесят, зависит среди прочего и от особенностей нервной системы, которые, как известно, передаются по наследству. Поэтому недаром говорят, что ребенок— зеркало, в котором мы можем увидеть многих наших родственников. Находить в ребенке черты близких — занятие увлекательное, хотя радость узнавания иногда перемешивается с тревогой. И далеко не каждый из нас мог бы, не кривя душой, произнести до конца известную фразу: „Себя как в зеркале я вижу, но… это зеркало мне льстит!»

Чтобы польстить себе, присматривайтесь к особенностям поведения вашего карапуза с момента его появления на свет. Только так можно научиться понимать своего ребенка, различать, когда капризы связаны с неумением управлять собой, а когда с нежеланием.

Покувыркаемся?

То, что вы наблюдаете в малыше теперь, берет свое начало в самом нежном возрасте. Уже от рождения до двух лет интересно определить темперамент крохи, наблюдая за тем, как реагирует он на свет, ваши прикосновения, звуки, в каком настроении пребывает.

Важно и то, как маленький человечек ведет себя в новых условиях: быстро или с трудом адаптируется к ним. Что может сравниться с первой улыбкой на личике малыша?! Возможно, он уже по-своему пытается ответить на вашу заботу. Самое время налаживать с крохой эмоциональный контакт, за проявление которого, кстати, отвечает темперамент. Очень скоро кроха начнет „пробовать» голос, громко призывая на помощь маму и пытаясь „объяснить», что ему хочется есть или пора менять мокрую пеленку. Положительные реакции появятся позже. Некоторые специалисты считают, что они связаны с удовлетворением врожденной потребности в новых впечатлениях.

Так, уже в первые месяцы жизни малыш отзовется улыбкой на яркую игрушку, нежный перезвон колокольчика или погремушки, ведь все это доставляет ему наслаждение. У малышей очень рано пробуждается чувство юмора, возбудители смеха изменяются по мере взросления.
Например, четырехмесячный кроха пребывает на пике блаженства от поцелуев в животик или от разнообразных смешных звуков, а девятимесячный не скрывает восторга, когда мама или папа играют с ним в прятки или возятся на ковре.
Если в вашем доме царит жизнерадостная атмосфера, это очень поможет малышу закрепить положительный эмоциональный тонус, а значит, и сгладить многие нежелательные проявления темперамента (предрасположенность к робости, неуклюжести, агрессивности или плаксивости).

Я сам!

Хорошо, если вы смогли найти для своего карапуза наиболее подходящий из четырех предложенных портретов темперамента, сумели с помощью игр и развивающих занятий создать благоприятную атмосферу дома. Но малыш растет и хочет быть самостоятельным. Совсем не случайно возрастной период от 3 лет называют кризиеным. В маленького непоседу словно вселяются тысяча чертиков, а дух противоречия безжалостно перечеркивает и те драгоценные свойства, что были дарованы природой, и те, что заботливо прививали близкие. Родителям приходится учиться вместе с ребенком переживать ситуации, когда острые углы темперамента малыша могут еще больше „заостриться».

По некоторым признакам мама и папа могут понять, что время кризиса близится. Во-первых, это негативизм: не просто непослушание, нежелание выполнять указания, а стремление все делать наоборот. Так, ребенок, который всегда любил гулять, отказывается от прогулки лишь потому, что этого хочет мама или бабушка. Как только терпение взрослых истощается, малыш сам переходит в атаку и начинает канючить: „Хочу гулять».

Еще одна особенность этого возраста — упрямство. Не стоит путать его с настойчивостью. Если, например, ваш малыш хочет получить какой-то предмет и добивается его, это может быть всего лишь природный интерес. Но если он настаивает на своем лишь потому, что этого потребовал он, это уже проявление упрямства.

Третий симптом — строптивость. Протест в этом случае может быть направлен на весь образ жизни: не чистить зубы, не убирать игрушки. Четвертый признак — своеволие. Ребенок хочет делать все сам, отказываясь от помощи.
Далеко не все перечисленные признаки достигают опасных масштабов, иногда срабатывает так называемый закон «сложения возрастных особенностей». Это означает, что наиболее трудные ситуации, встречаются лишь тогда, когда к особенностям возраста добавляется природная „слабость» или „неуравновешенность». Чаше это наблюдается у детей холерического или меланхолического темперамента. Как же помочь ребенку справиться с самим собой?

Лучший способ — отвлечь или переключить его внимание с того, что вызывает у него негативную реакцию. Например, малыш отказывается идти в детский сад, и каждое утро вам приходится начинать с уговоров. В одной семье конфликт тянулся до тех пор, пока мама не придумала историю о медвежатах, живущих по соседству с детсадом. Это так понравилось девочке, что вскоре она сама по утрам торопила маму. К тому же девочка обнаружила, что в саду есть живой уголок.
Она стала кормить рыбок, хомячков и канареек, потом ей понравилось их рисовать.

Если вы хотите помочь своему ребенку понять самого себя, чаще привлекайте в „собеседники» героев любимых сказок или спектаклей. Любой его негативный поступок лучше разобрать на примере Карабаса-Барабаса или Винни-Пуха: пусть малыш сам сделает вывод, на кого он становится похож, поступая тем или иным образом.

Скоро в школу

Заранее хотим предупредить вас, что следующий возрастной кризис развития приходитсяна 6 лет. Ваш малыш, готовясь осваивать новое для себя поле деятельности — учебу считает себя почти взрослым. На практике же дети очень часто оказываются не подготовленными к новым нагрузкам. Они очень впечатлительны и эмоциональны, с большим трудом переключаются с одного дела на другое, плохо переносят такие ситуации, когда не хватает времени сделать задание.

Если холерики и сангвиники справятся с этим почти без потерь, то детишки флегматического и меланхолического склада могут удивить вас поведением, не свойственным им раньше. Например, крайняя степень утомления может вызвать у них хаотичную активность, возбуждение. Не исключены агрессивные выходки и плач. Такому ребенку нужны щадящие условия и никаких перегрузок. Занятия будущего школяра обязательно надо чередовать с отдыхом.

Будьте осторожны, оценивая достижения ребенка. Если они не так высоки, не упускайте возможности похвалить малыша за старание. Постарайтесь вселить уверенность в него, и в следующий раз обязательно у него все получится.
Иногда, чтобы понять своего ребенка, надо затратить немало душевных сил. Но если вы вместе с малышом преодолели кризисные ступени дошкольного возраста, гром и молния подростковых бурь вам уже не так страшны.