Вальдорфская педагогика базируется на антропософском понимании мира — философии, основанной и разработанной Рудольфом Штайнером. Первая школа этого направления была открыта в 1919 году в Германии для детей рабочих табачной фабрики „Вальдорф-Астория». Отсюда и название. Сейчас вальдорфских школ и детских садов много во всем мире, популярны они и в России. Многие слышали об этой необычной методике развития и воспитания малышей, но далеко не все представляют, чем же она так отличается от традиционной. Что такого есть в вальдорфских детских садах, чего нет в остальных? И почему этот метод вызывает непрекращающиеся споры?
Возраст подражания
• Согласно теории Рудольфа Штейнера, основателя метода, ведущим в дошкольном возрасте является подражание.
Детство человека потому такое длинное (сравните с млекопитающими), что оно предназначено для обучения через подражание. Поэтому самое важное для вальдорфцев — что из себя представляет взрослый (родитель или воспитатель), с которого дети будут брать пример.
Воспитатель в вальдорфском саду — непререкаемый авторитет (согласитесь, это несколько отличается от современной тенденции „педагогики сотрудничества», когда ребенок и взрослый как бы равны, или, например, от „монтессорианского» предложения „идти вслед за ребенком», наблюдать и учитывать нужды конкретного малыша, чтобы потом обеспечить ему индивидуальное пространство для развития).
• Вальдорфская методика накладывает жесткое табу на раннее интеллектуальное развитие: дошкольников ни в коем случае не учат читать, считать и писать, предпочитая развивать интуицию и воображение.
Дошкольное детство целиком и полностью посвящается игре.
Педагоги и воспитатели считают, что абстрактные символы (такие, как буквы или цифры) отчуждают ребенка от реальности, в которой он живет, а преждевременная мыслительная деятельность ослабляет жизненные силы малыша.
• Все игрушки в вальдорфском детском саду упрощены до минимальной функциональной схемы, как бы едва обозначены. Изготавливают их исключительно из природных материалов. Дело в том, что проработанные до мелочей копии предметов взрослого мира быстро приедаются, их можно использовать только каким-то определенным образом. Примитивные игрушки удерживают внимание гораздо дольше.
Кроме того, нарочитая незавершенность игрушки развивает фантазию, поскольку отдельные детали ребенку приходится домысливать. По этой причине у кукол (которые бывают либо деревянными, либо тряпичными) выражение лица отсутствует вовсе: считается, что оно не поспевает за развитием сюжета игры. Вместо него точками обозначаются глаза и рот. Подразумевается, что улыбку или поджатые губы девочка представит по ходу дела.
Конечно, в ситуации изобилия пластмассовых игрушек следовать этому принципу довольно трудно, но, если не возводить его в абсолют, польза — и для воображения, и для родительского кошелька — несомненная: куклой может стать любая веточка, любой чурбачок, любой опавший листик. А деревянный брусок может быть и автомобилем, и столом, и домом — чем угодно!
Однако от красивых фабричных игрушек совершенно отказываться, наверное, все же не стоит, чтобы у ребенка не возникало ненужных комплексов.
• Вальдорфская педагогика большое внимание уделяет занятиям искусством и ремеслами. А вот телевизор и компьютер из жизни маленького ребенка исключают. Кроме вредного воздействия на психику и зрение, отказ от этих достижений цивилизации продиктован тем, что, сидя перед экраном телевизора или компьютера, ребенок никакого другого опыта, кроме нажимания кнопок, не получает. А ведь от тонкой моторики руки зависит интеллектуальное развитие. Поэтому в вальдорфском саду буквально с трех лет ребенок делает разную домашнюю работу: убирает, маленьким ножичком на разделочной доске режет овощи, шьет, нанизывает бусы из ягод рябины. И даже вместе с воспитательницей варит компот и печет печенье!
Возможно, вальдорфская методика окажется созвучной вашим представлениям о том, как нужно воспитывать малыша, в этом случае попытайтесь устроить его в соответствующий детский сад. Но если эти идеи в целом вам не очень близки, то некоторые прикладные советы относительно того, как весело и с пользой проводить время с малышом, наверняка вас заинтересуют.
Из носового платка
Эти куклы — просто спасение, когда вы с ребенком сидите в бесконечной очереди к врачу или едете на городском транспорте. Чтобы сделать человечка, по трем углам платка завязываем по узлу.
Это голова (узел покрупнее) и руки. Надеваем куклу на пальцы и прибегаем к помощи стишка.
Все зависит от вашей фантазии и репертуара.
Таким же образом можно сделать зайчика, захватив два угла платка и завязав их в один узел так, чтобы „ушки» торчали. Согласитесь, прекрасная идея: и время пролетает незаметно, и малыш развивается.
Простейшие куклы
В центр круга или квадрата светлого теплого оттенка (лучше близкого к телесному) положите кусок ваты или мелко нарезанную ветошь (в идеале нужна непряденая шерсть, но где ее теперь найдешь?). Уплотнив шарик, насколько это возможно, очень туго замотайте „линию шеи» ниткой — с этим и ребенок справится. А потом пусть он нарисует фломастером те самые три точки — глаза и рот. Образовавшиеся складки соберите в одном месте, у „затылка» куклы.
Если надеть ей на голову треугольный колпачок, получится веселый гномик, если прикрепить к голове сплетенную из ниток косичку, сверху повязать платочек — сказочная Аленушка. Ватная борода обозначит старого дедушку, а бумажный колпак, из которого струится полоска тюля, — добрую фею. Вашему малышу наверняка понравится не просто пользоваться игрушкой, сделанной кем-то, но и „творить» куклу своими руками!
Улитка из петелек
Вы умеете вязать крючком?
Нет? А в вальдорфском саду детишки пальцами плетут ту цепочку, с которой и начинается любое вязание крючком. Если не умеете, сейчас и научитесь. Накиньте на палец нитку потолще (натуральную, скажем, ирис или шерсть). Сделайте в воздухе круговое движение пальцем, затем в полученную петлю с помощью указательного и безымянного пальцев протяните нитку. Получилась подвижная петля, ее можно сделать любого размера.
Сквозь нее протяните нитку. И опять. И снова — так в детском саду детишки плетут длинные цепочки. Закрепив последнюю петлю, можно свернуть полученную цепочку спиралью — это будет забавная улиточка.
Такое занятие прекрасно развивает мелкую моторику рук, тренирует внимание и точность движений ребенка.
Готовимся к спектаклю
В вальдорфских садах сказки не просто рассказывают, а одновременно и показывают. Для этого удобны куклы, которые могут стоять. Им нужна плотная основа. Чтобы ее получить, „тельце» описанной ранее простейшей куклы надо плотно обмотать матерчатыми полосками. Получится туловище-чурбачок. В готовом виде оно должно быть примерно вдвое больше головы. Одежду для таких кукол можно делать из насборенного лоскута, лучше всего трикотажного. На „плечи» куклы-бабушки можно еще и мягкую шаль накинуть.
Для оформления детских спектаклей вальдорфские педагоги активно используют однотонный шелк: его блестящая фактура создает ощущение праздника. Большие шелковые платки раскладывают на столе или полу, чтобы обозначить сказочный ландшафт. Зеленый платок — трава, сложенный узкой полоской голубой — речка, желтый — нежный песок.
Чтобы привлечь внимание детей, в начале спектакля педагог берет несколько аккордов на детской арфе или исполняет короткую мелодию на блок-флейте. Это создает особый настрой, с таких звуков начинается сказочное время. Наверное, у вас арфы нет. Но, возможно, есть фортепиано или гитара. И уж точно — магнитофон, его тоже можно использовать. Но не переусердствуйте: чтобы переключить ребенка на восприятие сказки, достаточно нескольких музыкальных фраз.
Вальдорфцы к драматизации не прибегают, не говорят за героев разными голосами, а просто пересказывают сюжет, передвигая кукол по „сцене».
Необычные буквы
Если дело идет к школе, можно по-вальдорфски к ней готовиться (в скобках заметим, что читать ребятишек, воспитываемых по этой методике, учат только в третьем классе).
Начнем с классики. Слово „король» и по-немецки, и по-английски, и по-русски начинается с одного и того же звука (лингвисты нас поправят).
Чтобы освоить букву, его обозначающую, взрослые подбирают такое стихотворение про короля, где все слова начинаются на „К». И дети рисуют короля, силуэт которого вписывается в букву „к». Здорово, не так ли? Можно использовать позу короля с мечом — вот и буква! Следуем дальше. „Д» — дом, „О» — облако, „3″ — змея.
Подбирайте образы, которые легко вписываются в начертание буквы. Однако тут есть своя сложность: для вальдорфских педагогов принципиально, чтобы изображение буквы не предваряло образ, из которого оно рождается. Буква должна возникнуть из картинки как бы сама собой.
После такого рисования ваш малыш вряд ли когда-нибудь забудет, что как пишется.