Появление у ребенка друзей может только порадовать родителей, но что делать, если друг -воображаемый? Стоит ли этого бояться, чего ожидать от странной «дружбы» и зачем малышу вымышленный друг — расскажет психолог.
«Карлсон улетел, но обещал вернуться…»
Веселый выдумщик с моторчиком, таинственный друг Малыша не раз прилетал к нему, когда родителей не было дома, и каждый раз скрывался, когда они приходили. Карлсон – знакомый всем герой детской писательницы Астрид Линдгрен, пожалуй, самый известный воображаемый друг из тех, что вдруг появляются у ребенка, а через какое-то время так же таинственно исчезают… Проблема не из простых. Почему некоторые дети создают себе воображаемых друзей? Что это — просто богатая фантазия или попытка преодолеть одиночество, результат недостаточного общения в реальной жизни или что-то еще?
Уже не один десяток лет тема воображаемых друзей остается предметом изучения психологов и педагогов.
Рассказы маленьких детей о существовании своих воображаемых друзей, о которых они упоминали вскользь или с подробностями, давно заинтересовали психологов и педагогов.
О наличии воображаемого друга родители, как правило, узнают случайно. Так, один мальчик упоминал некоего Нобби. Когда родители поинтересовались, что это за ребенок, с которым они играют, мальчик сердито ответил, что он общается с Нобби, но уж точно не играет с ним. Ведь Нобби уже 160 лет, он бизнесмен и навещает мальчика между поездками, чтобы «обсудить разные дела».
Мама другой девочки узнала, что дочке очень нравится общаться с Майком Розом. Но когда мама решила наконец познакомиться с ним и подошла к воспитателю в детском саду, выяснилось, что ребенка с таким именем в группе нет. Уже дома, расспросив свою дочь, она выяснила, что у Майка Роза есть амбар с жирафами и много других интересных штук.
Столкнувшись с подобной ситуацией, родители пытаются узнать у ученых и практиков: что это означает? Они спрашивают: «Как нам реагировать? Что делать?». Однако ответить на эти вопросы не так-то просто.
Трудности перевода
Представьте, что вы пытаетесь исследовать феномен под названием «воображаемый друг». Прежде всего вам будет нужно выбрать основного «информатора» и, скорее всего, вы обратитесь к ребенку (интервью с ним считается основным источником получения информации о воображаемых друзьях). Вот тут и начнутся сложности.
Например, дети не всегда понимают, что значит воображаемый друг.
Они искренне хотят ответить на ваш вопрос, но не догадываются, что вы имеете в виду. Даже если у ребенка нет воображаемого друга, он, стараясь ответить на ваш вопрос, может придумать его специально для вас.
М. Тейлор приводит диалоге мальчиком, который рассказывал о том, как он играет с пингвином, который попадает в неприятности, сбивая столбы. А через неделю, повторно разговаривая с исследователем, сказал, что у него нет воображаемых друзей — только настоящие. Как поступить интервьюеру? Поверить в гигантского пингвина? Или счесть его сиюминутной фантазией, порожденной вопросом взрослого? Интерпретация таких данных довольно сложна, поэтому однократной беседы с ребенком недостаточно, чтобы делать выводы.
Если вы захотите поговорить о воображаемых друзьях со взрослыми людьми, расспрашивая их о воспоминаниях детства, то столкнетесь с некоторыми особенностями нашей памяти. Детские воспоминания могут быть очень детализированными, но они крайне избирательны.
Ч. Шафер были опрошены более 800 учеников старшей школы, и лишь 18% из них смогли вспомнить о воображаемых друзьях из своего детства, хотя, по данным ряда исследователей, более 30% людей в детстве имеют воображаемого друга.
Не вредно ли воображать ребенку?
Это — вполне правомерный вопрос для родителей, столкнувшихся с неуемной потребностью ребенка что-то выдумывать и сочинять. Действительно, иногда трудно провести границу между фантазированием и детской ложью. Кажется, что лучше бы ребенок учился чему-то дельному, чем воображал. Автор системы обучения М. Монтессори утверждала, что поощрять воображение в игре недопустимо — это отвлекает от основной задачи и даже может привести к «дефектам в формировании характера».
Современные исследователи придерживаются другой позиции.
Они утверждают, что отсутствие воображения на этапах развития ребенка — это, скорее, патология, которая может указывать на синдром раннего детского аутизма.
И наоборот, развитое воображение означает хорошие познавательные способности, интенсивное развитие эмоциональной сферы. Фактически воображение позволяет успешно решать самые разные задачки «в уме» (будь то пример по математике или проблема во взаимоотношениях).
Показано, что с задачами, которые ребенок не может решить в обычной жизни, он запросто справляется в игровой, воображаемой ситуации.
Рассмотрим феномен детского эгоцентризма, ставший известным благодаря исследованиям Ж. Пиаже. Эгоцентризм характерен для всех детей дошкольного возраста и означает, что им трудно увидеть ситуацию глазами другого человека. Этот феномен можно продемонстрировать простым экспериментом: перед ребенком ставят большую пирамидку («горку»). На той стороне, около которой сидит ребенок, на горке «растет цветочек». С противоположной стороны сажают мишку, и на его стороне горки «растет грибочек».
Ребенок может осмотреть пирамидку со всех сторон, но если вы спросите его, что видит мишка, он ответит: «Цветочек». Если же вы, не меняя положения ребенка, спросите его: «Представь, что ты — мишка. Что ты сейчас видишь?», ребенок сможет в уме «повернуть» пирамидку и дать правильный ответ! То есть с помощью воображения он может решить задачку, которая раньше считалась нерешаемой для детей его возраста.
Отличает ли ребенок вымысел от реальности?
Одно из распространенных опасений заключается в том, что ребенку с богатым воображением будет трудно различать миры — воображаемый и реальный. И действительно, трудно отрицать влияние образов, возникающих в нашей голове, на наше поведение.
Если детям 4-6 лет показать пустую коробку и попросить представить, что там находится страшный монстр, мы увидим, что они подходят к коробке с опаской. Если же попросить их представить, что в коробке сидит милый симпатичный щенок, они с удовольствием потянутся к ней.
И это при том, что им только предложили «представить», но не утверждали, что в коробке кто-то есть.
Более того, психологи описывают множество случаев, когда дети «помнят» о ситуациях, которых никогда не было. Так, Ж. Пиаже упоминал, как няня героически спасла его от незнакомца, а благодарные родители подарили ей за это часы.
Эту историю ребенок неоднократно слышал из уст взрослых, и в его голове сложился отчетливый образ, ставший «воспоминанием». Много лет спустя няня призналась, что придумала эту историю, чтобы «набить себе цену».
Так, может быть, воображение мешает адекватному восприятию реальности — затуманивает его, смешивает вымысел и реальность?
И снова неожиданный ответ ученых: оказывается, именно развивающееся воображение помогает ребенку различать реальный мир и мир образов, существующих в нашем сознании. Ведь чтобы воображать, нужно одновременно удерживать в сознании реальный и вымышленный миры. Приведем несколько классических примеров.
Если ребенок скачет на палке, изображая всадника, он делает вид, что палка — это лошадь. Но действует он именно с палкой – прислоняет ее к чему-нибудь («как будто я поставил лошадь в стойло»), а не ожидает, что она будет стоять сама, то есть он одновременно удерживает в голове оба плана: и реальную палку, и воображаемую лошадь.
Если девочка кормит куклу котлетами-камешками, она не ожидает, что кукла начнет их есть. Более того, если бы кукла вдруг откусила кусочек и принялась его жевать, девочка очень испугалась бы. Значит, она четко понимает, что воображаемое действие совершается «как будто», и никакого смешения реальности и вымышленного мира не происходит.
Почему появляются воображаемые друзья?
Итак, у некоторых детей с развитым воображением появляются воображаемые друзья. Но можем ли мы говорить, что воображение служит причиной их появления?
Или воображение создает нужные условия, а поводом становится что-то другое? Ученые придерживаются последней точки зрения.
Например, воображаемый друг может появиться в сложной для ребенка ситуации, чтобы помочь ему справиться с проблемой. В одном из исследований приводится следующий случай. Тони было около трех лет, когда родился брат. Тони оказался совершенно не готов к этой ситуации. Впервые увидев младенца, он отвернулся и потом постоянно игнорировал его. В это же самое время у Тони появился друг Деки, с которым он часами играл. Деки постоянно находился рядом с Тони, пока ему не исполнилось 5 лет, а затем просто исчез.
А вот другой пример. Дети сложно переживали развод родителей.
Двое старших детей остро отреагировали на эту ситуацию расстройствами сна, ночным энурезом и другими нарушениями. А у младшей сестры появился воображаемый друг, с которым она разговаривала, делилась своими эмоциями, задавала вопросы и просила совета. В свои 5 лет она воспользовалась помощью воображаемого друга, чтобы справиться с переживаниями по поводу развода родителей. Она единственная из всех детей в семье не приобрела психосоматические расстройства. Л. Мерфи описывает такой случай: 3-летний ребенок перенес операцию по пришиванию пальца, лечение было длительным, с болезненными уколами, но врач не разрешал матери присутствовать. Вскоре появился воображаемый эльф Вуди, который постоянно находился рядом с мальчиком и помогал ему. Однажды мальчик устроил настоящую истерику, а когда мама спросила о ее причине, ответил: «Сегодня Вуди не было, у него каникулы». Но как только лечение завершилось и отпала необходимость посещать врачей, Вуди исчез.
Иногда воображаемые друзья появляются, чтобы в чем-то помочь ребенку, мотивировать его на то, чтобы он стал еще лучше (или таким же, как сам воображаемый друг), решиться на что-то новое, справиться с тревогой, поверить в свои силы или приложить больше стараний (одна девочка, игравшая на скрипке, сказала: «Я представляю, что Бетховен, Штраус, Вагнер и другие композиторы живы, и что они со мной катаются на роликах, и мы приглашаем их на ужин…»).
Разница между сверстниками
В основном ученые говорят о том, что наличие воображаемого друга — временное явление, которое либо помогает ребенку справиться с трудной эмоциональной ситуацией, либо указывает на активное развитие воображения.
В некоторых исследованиях, проводившихся среди маленьких детей, у которых существовали воображаемые друзья, такие дети описаны как более замкнутые и меньше общающиеся со сверстниками. Но если исходить из гипотезы, что воображаемый друг помогает справиться с трудностями, такое поведение детей в трудный период жизни вполне объяснимо.
Дж. Мауро с группой исследователей в течение 3 лет наблюдали детей, у которых были воображаемые друзья, и сравнивали показатели их развития с детьми, у которых таких друзей не было. Обнаруженные различия были связаны развитием внимания. Оказалось, что первые были более открытыми, социально активными, кроме того, они лучше концентрировались на задаче, были более усидчивыми и терпеливыми.
В исследованиях М. Тейлор показано, что такие дети лучше демонстрируют действия с воображаемыми объектами, чаще создают сюжеты, разыгрывают их, что очень важно для развития детской игры.
Ч. Шафер провел сравнение среди 400 подростков, получивших хорошие результаты по тестам на креативность (1-я группа), с подростками со средними и низкими результатами (2-я группа). Оказалось, что подростки, у которых в детстве были воображаемые друзья, были отнесены к 1-й группе. Взаимосвязь между наличием воображаемых друзей и креативностью ученые отмечают особенно часто.
Таким образом, в большинстве современных исследований феномен воображаемого друга оценивается положительно, как один из возможных этапов в личностном развитии ребенка, связанный с решением какой-то важной задачи.