Ноябрь. Минули первые месяцы начала учебного года, родители вошли в ритм учебной жизни детей, и их внимание стала занимать успеваемость и домашние задания. Часто ли мы нервничаем, когда, уставшие после рабочего дня, помогаем детям с таблицей умножения, правописанием, и впадаем в отчаяние от того, что дети не понимают, не справляются, не хотят понимать? Нередко отношения с ребенком портятся, появляются угрозы, иногда доходит и до рукоприкладства.
Но какой родитель хочет быть жандармом? Нам всем хочется иметь с детьми добрые, доверительные отношения.
И как часто битва за освоение школьной программы все портит. Не оставишь ведь ребенка двоечником! Мы же взрослые, мы понимаем, что хорошие знания по школьным предметам — это основа широкого кругозора, возможность выбрать интересную профессию, стать в ней востребованным специалистом.
Итак, мы на распутье? Миндальничаем и предоставляем ребенку выбирать: хочешь — учись, хочешь — нет? Или берем в руки палку, если надо, и заставляем? Да, отношения ухудшаются, но ведь вырастет — спасибо скажет.
Кто может себе позволить, нанимает репетитора. Моя знакомая говорила, что мечтает о гувернантке для ребенка, потому что гувернантка строго бы делала замечания, следила за осанкой, выполнением заданий, учила музыке и языкам, а мама была бы нежной, любящей, заботливой мамой, как в книжке.
И ведь что интересно! Для ребенка естественно стремиться к познанию мира, его законов. Помните возраст «почемучек», когда вопросы сыплются непрерывно?
Тогда дети озадачиваются привычными для нас вещами, например, почему яблоко называется яблоком. А это вопрос лингвиста, историка!
Детское мышление оригинальное, дети умеют видеть вещи свежо, умеют удивляться. Отчего же перед тетрадкой и учебником дети словно тупеют, скучнеют и киснут?
Может быть, потому, что по природе человек — лентяй?
С такой ситуацией можно и нужно разбираться! Жизнь коротка, зачем тратить ее на ссоры и мучения?
Чтобы в детях проснулся интерес к школьной программе, возникло желание учиться с увлечением, нам, родителям, нужно им помочь. Все, что нам потребуется, это знание условий, при которых в ребенке просыпается исследовательский интерес, и выстроить доверительные отношения с детьми, чтобы стать для них авторитетом и направлять этот интерес. Например, в русло школьной программы.
Условий всего два.
Ребенок хочет знать, кто он, и это формирование здорового представления о себе. Как мы понимаем, дерзающий исследователь — это уверенный в себе человек, человек со здоровой Я-концепцией, который знает, что он хороший, достойный любви, даже если совершил ошибку.
Для ребенка при формировании уверенности в себе главным становится одобрение его родителей. Именно мы даем понять нашим детям, что они любимы, нужны, что им рады в этом мире. Мы учим их отношению к себе, дарим им уверенность в своих силах.
Ребенку важно знать, что такое мир, и это приходит через сформирование здорового представления о мире. Это значит, что исследователь понимает, что мир — непостижимая, огромная тайна, познание которой может быть опасным, рискованным.
Но исследователь-ребенок пойдет на этот риск, если уверен в двух вещах.
1. Мир непостижим, но в нем действуют законы, которые можно вычислить, открыть и применить.
В принципе, все школьные предметы — это именно изучение законов этого загадочного мира, упорядочивание знаний о нем, прикосновение к открытиям многих ученых, дерзавших познавать мир в течение тысячелетий.
2. В огромном беспокойном мире есть безопасное, защищенное место, тихая гавань, куда можно вернуться для восстановления сил.
Наверное, многие родители помнят, как вели себя их дети на детской площадке. В первое время малыши не отходили от мам или водили маму за собой. Со временем малышу достаточно оглянуться на маму, чтобы понять, что можно исследовать, изучать дальше. По сути, родители — это исследовательская база и в то же время восстановительный центр для детей.
От нас во многом зависит, чувствует себя ребенок в безопасности или нет. Чувство защищенности дает детям не железная дверь и не камера слежения, а понимание того, что родители его любят, даже если он ошибся. Понимание того, что даже если в мире встретилась сложность: трудный человек, болезнь, дождь, злая собака, то всегда можно подумать и разрешить трудную ситуацию, всегда можно найти помощь, и уж у родителей точно.
Итак, доверительные отношения с родителями — это база здорового представления о себе и мире. И только из этой точки ребенку хочется учиться, узнавать себя и мир более полно.
Подумаем теперь, какие представления о себе и о мире часто Армируются у ребенка в школе и дома, если мотивировать его учиться, не занимаясь отношениями с ним?
Мир скучен и неинтересен, злобен, зачем в нем вообще жить? — так рассуждают некоторые дети. Или — чем учиться, лучше я поищу себе дело поинтереснее: компьютерную игру или подходящую компанию. Или — в этом мире нужно толкаться локтями и кусаться. Или спрятаться в свою раковину и не отсвечивать.
Я плохой, если не могу себя заставить.
Мама и папа любят меня, только если я получаю хорошие оценки. Следовательно, я хороший, когда получаю хорошие отметки, и плохой — когда плохие.
Желание учиться гаснет, все силы уходят на борьбу за себя, за самоуважение, за поиск доказательства того, что я кем-то любим, кому-то нужен.
Видно, что нежелание учиться — это не врожденная лень ребенка, а результат тревожности о себе в непонятном мире.
Парадокс в том, что стыд и страх никого еще не сделали дерзновенным исследователем или заинтересованным учеником.
Если исходить из концепции безопасности как источника дерзновения, то важно дать ребенку ощущение, что «ты изначально хороший» и «мир интересен и постижим».
А как это сделать?
Начнем.
Примем как аксиому, что мы, родители, — важнейший источник знаний ребенка о мире внешнем и внутреннем.
1. Настроимся на работу. Давайте рассмотрим время, когда мы помогаем ребенку с домашней работой, как время наших отношений. Не как тягостную обязанность вдалбливания и разжевывания знаний, а как увлекательный процесс общения. Как встречу, где мы будем исследовать себя, ребенка и школьный предмет. Исследовать с целью узнать получше, полюбоваться, сделать новые открытия. В следующий раз скажите себе, что вы ученый, художник, который умеет удивляться и восхищаться. Настройтесь на работу. Получится не сразу, наверняка сорветесь, в очередной раз разозлитесь и накричите,
ну и ладно. Мы же тоже только учимся.
Главное, каждый раз настраиваться на встречу с детьми.
2. Настроимся еще раз.
3. Вспомним, приступая к таблице умножения или правописанию безударных гласных в корне слова, зачем мы это делаем). Сейчас мы с ребенком будем вместе понимать, что в мире есть закономерности, есть способы упрощать вычисления, а значит, жизнь. Приготовимся, подумаем, зачем нам вообще грамотно писать, как это связано с формированием здорового представления о мире. Будем зреть в корень. Можно привести примеры из своей жизни, рассказать историю про то, как нам облегчает жизнь таблица умножения. Все время думать, чтобы связать абстракцию учебника с живой жизнью, из которой эти абстракции и возникли.
4. Мир прекрасен. Давайте показывать детям пример полной жизни, здорового отношения к миру. Рассказывать, что в нашей жизни произошло плохого и хорошего. Не жаловаться детям, не превращать их в свою жилетку, нет. И все-таки делиться с ними событиями дня. Особенно здорово, если мы будем не просто ругать наших коллег, автомобилистов на дорогах, продавцов, правительство, но будем просто вслух рассуждать, что можно сделать для исправления ситуации в следующий раз.
Дети учатся на нашем примере. Как часто дети, видя наше недовольство своей работой, делают вывод, что учиться не нужно, ведь работа (судя по родителям) — это ужасно. Так давайте им покажем, что да, мы можем быть недовольны своей работой, но в то же время думаем, как улучшить ее, как подойти творчески к решению жизненных задач. Покажем деятельный интерес к жизни, вместо того чтобы поучать детей: «А ты через не хочу», «Надо, значит надо», «Я тоже не хочу ходить работу, но заставляю себя, и ты себя заставь» и т.д.
5. Отношение к ошибкам. Ошибка – это не страшно. Давайте покажем детям, что ошибаться = учиться. Скажем, что не ошибается тот, кто ничего не делает (видимо, умер?). Обратим внимание на работу над ошибками, подумаем вместе, как в следующий раз сделать лучше.
6. Умение «правильно» ругать. На сегодняшний день есть много исследований, которые показывают, как по-разному дети реагируют на похвалу.
Важно хвалить (или порицать) усилие к результату, отмечать положительную динамику, сравнивать успехи ребенка не с другими детьми, а с успехами вчерашнего дня. Показывать, что если поработать, можно улучшить результат. Пользуйтесь для этого любой возможностью. Отмечайте всегда, что работа, упражнения важнее способностей (к пению, математике и т.п.). Что при равных исходных данных настойчивость, упорство, трудолюбие дают лучшие результаты, более крепкие знания. Соответственно и ругать надо по-другому (если уж сдержаться не можем): не «ты идиот, лентяй», а «плохо постарался и сделал много ошибок».
7. Тебя люблю, а твой поступок нет.
Всегда подчеркивать, если ребенок сделал ошибку, плохо потрудился, что мы сердимся только на это, а самого ребенка любим и ценим. Это не значит сюсюканья и потакания слабостям, это значит, что мы можем быть крайне сердиты и недовольны. Просто дети очень легко додумывают ситуацию по-своему: «Я сделал плохо = я плохой = я не нужен в этой семье», ну так уж устроен детский ум. И, как ни странно, важно подчеркивать ребенку, что сам он хороший, а вот поступил плохо. А когда успокоимся, вместе подумаем, как в другой раз поступить лучше.
В маленькой заметке не описать всего, что мы можем дать своим детям. На эту тему написана масса книг и статей. Но, возможно, вы найдете здесь какие-то экспресс-советы и вам захочется углубиться в тему?