Задержка психического развития: симптомы, особенности, виды и коррекция ЗПР


В детском возрасте, среди различных отклонений, связанных с психическим развитием, чаще всего встречается такое заболевание, как задержка психического развития (ЗПР), которая имеет временный характер и проявляется в недостаточной памяти, сильной и быстрой утомляемости, отсутствии должных знаний об окружающем мире и недостаточном уровне мышления.

В большинстве случаев обнаружить недуг у ребенка удается при поступлении в школу, когда его поведение прямо указывает на неспособность адаптироваться к возложенной нагрузке и воспринимать тот объем знаний, который необходим в конкретном возрасте.

Существует две основные причины, которые могут поспособствовать развитию данного недуга:

  • биологическая;

— AD —

  • социально-психологическая.

К первой группе факторов, способных повлиять на психическое состояние ребенка, относят следующие:

  • патология беременности, связанная с заболеваниями матери или вредными привычками в период беременности;
  • рождение ребенка раньше положенного срока, небольшой вес при рождении;
  • заболевания соматического характера;
  • наличие повреждений головного мозга;
  • родовые травмы.

Ко второй группе факторов, под воздействием которых может возникнуть расстройство психики, относят следующие:

  • отсутствие должного воспитания ребенка, изоляция ребенка от родителей;
  • отсутствие активной деятельности, согласно возрасту (игры, обучение, общение со сверстниками);

Не обязательно причиной заболевания может послужить один какой-либо фактор. Сопутствовать расстройству психики могут несколько факторов, как биологических, так и социально-психологических.

Симптомы задержки психического развития ребенка

Диагностировать ЗПР у детей чаще всего удается при поступлении в школу. Именно в этот период на ребенка возлагается значительная нагрузка и можно адекватно оценить его поведение. В некоторых случаях выявить проблему удается раньше, к первичным симптомам заболевания, связанного с расстройством психики, относят следующие:

  • малыши с ЗПР обычно позже начинают держать голову, говорить и ходить;
  • излишняя тревожность, нерешительность;
  • агрессивное поведение;
  • явные отставания от сверстников, отсутствие навыков выполнять самостоятельно простые действия (умыться, одеться, обуваться);
  • замкнутость, отсутствие желания общаться со сверстниками.

Обнаружив любой из перечисленных симптомов у ребенка, следует обратиться за консультацией к квалифицированному неврологу. Проведя профилактический осмотр, врач сможет помочь решить сложившуюся проблему.

Особенности задержки психического развития

Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют некоторые особенности, которые зачастую проявляются после поступления в школьные учебные заведения. Наиболее заметным признаком заболевания становится отсутствие способности к обучению.

Такие дети не имеют достаточно знаний для продолжения полноценного обучения в школе, им с трудом дается чтение и письмо, им трудно соблюдать установленные в школе правила. Данные особенности обусловлены ослабленной нервной системой.

Детям с такой патологией тяжело самостоятельно выполнять какие-либо работы, и они не могут до конца осознать, для чего им необходимо обучение. Для таких детей школьный период становится весьма сложным испытанием, порой, наносящий еще больший вред их здоровью.

Что касается эмоционального проявления, то дети с ЗПР могут отличаться от сверстников агрессивным поведением, отсутствием самоконтроля, им присуща неуверенность, чрезмерная суетливость, частая смена настроения.

Виды ЗПР

Благодаря квалифицированному психиатру, К.С.Лебединской, была разработана классификация разновидностей задержек психического развития, встречающихся в детском возрасте:

ЗПР психогенного вида – сопутствует заболеванию неблагоприятная обстановка в семье и окружении, отсутствие надлежащего воспитания;

ЗПР конституционного вида – причиной в большинстве случаев является недостаточное созревание лобных частей головного мозга. Дети, у которых наблюдается данное отклонение, отличаются инфантилизмом, их поведение не соответствует возрасту (они более склонны к играм, нежели к обучению). При своевременном лечении корректировка психики дает хорошие результаты;

ЗПР соматогенного вида – причиной является перенесенное заболевание. Такие дети заметно ослаблены, астеничны, отличаются слабой выносливостью;

ЗПР целебрально-астенического вида – причиной является органическое поражение мозга. Такие дети гиперактивны, легко возбудимы, имеют неврозы и частые перепады настроения.

В каждом отдельном случае наблюдаются свои особенности в плане эмоциональной сферы и интеллектуального развития.

Коррекция задержки психического развития

Задержка психического развития требует незамедлительного лечения и активного участия таких специалистов, как неврологи, психиатры, психологи, дефектологи, логопеды и педиатры. Коррекция психологического развития – это достаточно длительный процесс, который лучше всего начинать еще в дошкольном возрасте.

Основная работа направлена на систематическое обучение в специализированных учреждениях, где знания даются порционно, материал многократно повторяется, часто происходит смена видов деятельности. При работе с детьми, имеющими ЗПР, специалисты уделяют особенное внимание развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, собственного мышления.

Развитие эмоциональной сферы, а также моторной и сенсорной сферы, проводится с использованием игровой терапии, арттерапии и других подобных программ. Занятия с логопедом необходимы для коррекции речевых навыков.

Кроме всего прочего, в лечение также применяется медикаментозная терапия. Препараты назначает только лечащий врач, исходя из каждого конкретного случая. Для скорейшего восстановления психики ребенка также активно применяют лечебный массаж и водолечение.