У ребенка хорошин вокальные данные, которые вам хотелось бы развивать? Тогда вас явно ждут в хоровых школах и студиях, где проходят занятия вокалом для детей.
Самый первый музыкальный инструмент — это голос человека. Обладатель красивого голоса — просто счастливец, он может самовыражаться без посредников. А человек, который умеет петь в коллективе (ансамбле или хоре), не только развивает голос, память и чувство ритма, но еще легко общается с людьми, находя со всеми общий язык.

Но, как известно, в серьезный хоровой коллектив принимают детей с развитым слухом, с вокальными данными, с ритмической памятью. Ведь интонировать мелодию — это способность всех физически здоровых детей, ее нужно только развивать. Как раскрыть вокальный потенциал у ребенка? Это под силу многим мамам и папам. Композитор и основатель Академии хорового искусства Г. А. Струве создал великолепный песенный цикл для маленьких.

На диске звучат песни и фонограммы без голоса. Таким образом ребенок сначала учит текст, а после поет с исполнителем, позже самостоятельно. И если вы включали ребенку диск с рождения, возможно, он запоет прежде, чем заговорит!
Конечно, петь — „тянуть» звуки — многим детям удается далеко не сразу, но вот если ребенок в 2 года просто декламирует песню под фонограмму, четко укладываясь в ритм, — уже большое достижение!

Пойте вместе с малышом, тогда он быстрее научится владеть собственным голосом. Не обязательно он станет вокальной звездой, но ведь просто любить петь, обладать развитым слухом и музыкальной памятью — это здорово! Если есть желание повысить свою квалификацию в данной области, вы можете посетить семинары для родителей, которые проводят Г. А. Струве и его сподвижники. А когда ребенок подрастет, можно передавать его в заботливые руки профессионалов. Выбор не так уж мал: начиная со студий и заканчивая хоровыми школами.


— AD —

Прочный фундамент

Школы дают, как правило, серьезное музыкальное образование, а в хоровых заведениях основным направлением является именно пение. После окончания таких школ дети без проблем поступают в музыкальные институты и училища.
Так, например, государственная детская хоровая школа „Весна» под руководством художественного руководителя и дирижера Александра Сергеевича Пономарева работает по специальной программе начального музыкального образования на основе хорового пения. Ученики объединены в 5 хоров по возрасту. Старшие сотрудничают со многими известными оркестрами и дирижерами, много гастролируют по стране и за рубежом, записываются на телевидении, радио, выпускают диски.

Школа является лауреатом международных конкурсов в разных странах мира. Для самых маленьких — детей 5 и 6 лет — существует подготовительное отделение, успешно закончив которое, ребенок может поступить в школу (а конкурс туда доходит до 5 человек на место). У дошколят три занятия: сольфеджио, ритмика и хор. В группах — до 7 человек. Стоимость занятий символическая — 150-170 руб. в месяц.

Еще одно известное государственное учебное заведение — это детская хоровая студия „Радость» под руководством Т. А. Ждановой. Здесь дают начальное музыкальное образование, совместно с Московским педагогическим государственным университетом готовят ребят к поступлению в вузы и училища на музыкальные факультеты.

Учебный комплекс студии состоит из трех ступеней, и самая первая — школа „Малышок» для детей 4-6 лет. В программе для дошколят хор, сольфеджио, слушание музыки, ритмика, детский оркестр, групповые занятия скрипкой, кукольный театр.
Ученики „Радости» принимают участие во всех крупных хоровых фестивалях и конкурсах, и в некоторых из них выступают даже шестилетки. Можно выбрать наиболее удобное время для занятий — утро, день или вечер. Стоимость — 2000 руб. в месяц. Если малыш занимается с удовольствием и демонстрирует успехи, в будущем можно продолжить обучение в хоровой школе и в музыкально-педагогических классах „Радости».

Берут шестилеток и на подготовительное отделение в детскую музыкальную хоровую школу № 109.
Это государственное образовательное учреждение работает по классическим методикам и состоит из шести хоров, которые объединяют детей разных возрастов.
У подготовишек насыщенная программа: дважды в неделю хор (занятия в группе до 30 человек), дважды — сольфеджио (группы по 8-10 человек) и два раза индивидуальные уроки фортепиано.

У хора обширнейший репертуар — народные песни, классика, современная музыка. Старшие ребята участвуют в фестивалях и конкурсах, ну а малыши в конце первого года обучения дают отчетный концерт в Большом зале консерватории. Стоимость обучения для малышей составляет всего 900 рублей в месяц.

Радость совместного творчества

Студии и клубы, возможно, и не предлагают такого фундаментального образования, как школы, но и здесь малышу помогут развить чувство ритма, поставят голос, научат правильно петь и получать от этого удовольствие.

Так, в самодеятельный детский хор „Луч» под руководством В.И. Никешина приводят даже трехлеток. Благодаря уникальной методике, разработанной и применяемой им в течение 25 лет, участие в жизни хорового коллектива дает детям не только радость сотворчества в музыке, но и специальное музыкально-певческое образование. Дети учатся петь в трио, квартете и ансамбле. „Луч» является лауреатом многих конкурсов. Кстати, здесь есть и уникальные занятия: с детьми со слабой координацией слуха и голоса проводится специальный курс коррекции. Для дошколят предлагают как групповые, так и индивидуальные занятия. Фиксированной оплаты нет, но родители по мере возможности оказывают хору помощь.

Детская хоровая студия „Преображение» Союза композиторов России под руководством М. И. Славкина имеет давние традиции. Сейчас студия существует на базе школы № 1079 Восточного округа Москвы. Задачи студии аналогичны тем, которые решает музыкальная школа: есть три хора (младший, средний и старший) и преподаются основные предметы, такие как сольфеджио, музыкальная литература и игра на инструментах. Здесь уделяют особое внимание театрализации хорового пения: детям преподают сценическое движение, пластику, хореографию, актерское мастерство, и это дает свои замечательные результаты. Участники студии ведут насыщенную концертную жизнь и являются лауреатами многих международных конкурсов. С шестилетками педагоги работают по авторской эстетической программе. Занятия в основном групповые, в каждом возрастном хоре —около тридцати человек. Стоимость составляет 2800 руб. в месяц.

В центре творчества „На Банковском» дошколята занимаются в детском музыкальном театре „Квинта плюс» по уникальным авторским программам, разработанным художественным руководителем Т. Б. Калужиной.
Детям преподают вокал, сольфеджио, азы музыкальной грамоты, они играют на орф-инструментах, знакомятся с основами театра. Большая часть занятий проходит в игровой форме, поэтому малыши приходят на уроки с большой радостью. Основные занятия бесплатны, родители оплачивают лишь дополнительные уроки сверх учебной программы. Набирают в „Квинту плюс» всех желающих, без особого конкурса, вам необходимо лишь заранее записать своего ребенка на прослушивание.

Так рождается мастерство

А вот в детской эстрадной шоу-группе „Летучий голландец» конкурсный отбор существует, причем довольно серьезный. Правда, для дошколят он не такой строгий, как для более взрослых ребят, ведь большинство малышей талантливы, и у педагогов есть время многому их научить. Руководит коллективом Т. Ф. Комарова, композитор и режиссер шоу-программ. Детям на самом высоком уровне преподаются вокал, эстрадная хореография и актерское мастерство. Для них пишется специальный репертуар, шьются концертные костюмы. Большинство песен — это законченные театрализованные мини-спектакли.

Ребята записываются в профессиональных студиях, постигают азы аранжировки, сотрудничают со многими талантливыми поэтами и композиторами, участвуют во многих концертах, их можно увидеть в популярных телепередачах.
Коллектив, в котором более двадцати человек, подразделен на три возрастные группы, так что, с одной стороны, у дошколят есть своя программа и свой репертуар, но в то же время есть и общие для всех занятия и постановки.