За последние два десятилетия понятие «свободное пеленание» (или вовсе полное отсутствие оного) надежно вошло в нашу жизнь. Свобода от пеленок стала еще одним, причем чуть ли не первым шагом, на пути к тотальной свободе детства. Проникнувшись общей идеей, родители позволяют делать своим детям все, что те захотят, иметь все, что те потребуют.
Педагогике и медицине нужно время, чтобы собрать наблюдения, чтобы понять, к чему приводят новые модные веяния. И вот все чаще из уст специалистов начало раздаваться такое определение как «непеленутые дети».

С отсутствием раннего тугого пеленания связывают нетерпеливость современных детей, их излишнюю возбудимость, сложности в обучении, панический страх чужих или, напротив, полное доверие незнакомым взрослым, неумение и нежелание преодолевать трудности, несговорчивость, нарушения дневного и ночного сна…
Давайте попробуем разобраться, в чем заключается эта связь.


— AD —

Первая защита

Давайте представим себе самые первые часы жизни малыша.
Только что он проделал невероятную по своей сложности работу: вряд ли в течение жизни сложится еще ситуация, которая потребует от человека столько сил и напряжения. В родах малыш участвует активно: не его рожают, а он рождается. И после этой великой работы он попадает в мир, где все очень светло и ярко, все непривычно шумно и звонко и — нет привычной тесноты маминого живота. Что в этот момент делали наши предки? Пеленали младенца, а сверху еще и свивальником перевивали — полоской ткани, которая должна была придать дополнительную жесткость. Делала это бабка-повитуха — почему-то даже акушерская специальность получила в народе название именно по этому виду деятельности (стали бы в названии запечатлевать что-то не очень важное?). И почти всегда во время этого действия произносились некие слова — да, первое пеленание было обрядом, знаковым моментом. Вот пример такого наговора: «Терпи стужу, терпи нужу, терпи всяку непогоду, всяку невзгоду. Будь ты человеком». Что хотели сказать наши предки в этот момент маленькому человечку? К чему приготовить?

«Это программирование на трудную жизнь», — могут сказать некоторые. Но ведь в любой жизни обязательно встретятся трудности.
Поэтому смысл наговора, скорее, в другом: чтобы и в трудностях оставаться человеком.
Что происходило с новорожденным после того, как его «повили» — запеленали? Обычно, успокоенный, он засыпал. «Он засыпал плохо, поэтому мы поначалу его пеленали», — виновато объясняют мамы, когда кто-то их «уличит» в неправомерном ограничении свободы ребенка. Запеленали — успокоился. Таких свидетельств очень много, можете поспрашивать своих знакомых — наверняка, среди них есть люди, которые с этим столкнулись.

Так какой первый урок получает малыш во время пеленания?
Меня защитили! Защитили от этого огромного незнакомого мира, где все пугает, даже собственные движения, которые еще как собственные-то и не осознаются. И вот эта установка гораздо важней: здесь есть люди, которые меня защитят. Недоверие взрослым и постоянное психическое напряжение из-за этого — еще один признак непеленутых детей.

Я есть!

Кроме чувства доверия, младенец получает от пеленания еще один подарок. Подарок наиценнейший — он получает ощущение себя, своей целостности. Пеленка дает ощущение границы, и это ощущение ложится в основу здоровой психики. Потом на этом ощущении вырастет сложный механизм «свое-чужое», который даст нам базовые ценности: любовь к своей семье, любовь к своей стране — без этих чувств психически нормальный человек никогда не будет ощущать себя удовлетворенным и полноценным. Человеку, который почувствовал границу себя на физическом уровне, легче потом ее выстроить на социальном и идеальном уровнях. Нарушение именно этого чувства ведет к серьезным психическим заболеваниям — таким, например, как аутизм.

Ждать и догонять!

Какие еще ощущения связаны у ребенка с пеленанием? Чувство освобождения и радости, когда его разворачивают, начинают поглаживать и играть. Таким образом развивается одна из главных человеческих черт — терпение. Помните, «Бог терпел, и нам велел»? Но ведь умение терпеть проистекает не от количества ситуаций, когда тебе нужно было потерпеть, а от понимания того, что потерпишь – и будет награда.

Так что же — всю жизнь и терпеть? Нет. Всем прекрасно известно, что большинство детей умудряются высовывать ручки при самом тугом пеленании. Попутно они получают драгоценные навыки: не впадать в панику, когда тебя что-то стесняет на физическом или на психическом уровне (ценное качество, правда?). Ведь только в этом случае терпение понимается не как пассивность и слабость, а как возможность накопить энергию для преодоления трудностей.

Не такой, как все?…

У непеленутых детей, как правило, слабо развит механизм подражания. «Он будет отличаться от всех!» — опрометчиво может обрадоваться кто-то. Но время отличаться наступает гораздо позже, и способность эта базируется… как раз на развитой способности к подражанию, которое является важнейшим механизмом выживания и развития. «Какая тут связь с пеленанием?» — спросите вы. Если взрослые меня не защитили изначально, не поставили границу между мной и большим миром – стоит ли им доверять?

Часто противники пеленания говорят о том, что оно сдерживает физическое развитие ребенка. Но давайте посмотрим на это с другой стороны: в «свободном полете» ребенок физически развивается очень быстро. Однако в этот период перед ребенком стоят другие важные задачи. В результате физическое развитие происходит в ущерб эмоциональному, а, значит, в перспективе – нравственному развитию.

Учусь быть человеком

Нравственность — это качество, которое отличает нас от животных.
И заполучить это качество довольно сложно. Ученые выяснили, что у человека с обезьяной совпадают 95 % генов — на 95 % процентов мы — животные, и лишь 5 % генов у нас — специфически человеческие. Мы с вами могли наблюдать, как пеленание развивает разные стороны человеческой личности — и, конечно, мы рассмотрели далеко не все аспекты, на которые влияет пеленание. И разве не стоит задуматься после этого об одном факте: животные не пеленают своих малышей.
А с другой стороны, практически у всех народов Земли пеленание присутствует в том или ином виде.
Может, это все-таки не случайность, а необходимость выживания рода человеческого?