Кризис дошкольного возраста


Период дошкольного возраста у детей длится с 3 до 7 лет, и приносит им множество принципиальных достижений. Данный возраст характеризуется овладением детьми социального пространства отношений между людьми посредством общения с взрослыми, а также реальных отношений со своими сверстниками.

При переходе из дошкольного в школьный возраст неизбежно возникновение очередного возрастного кризиса. Временные рамки кризиса дошкольного возраста весьма подвижны: он может начинаться в 7 лет, но возможно и смещение к 8 или 6 годам. Возникновение изменений обусловлено тем, что дети перерастают систему отношений, в которую на данный момент они включены. Каждый ребенок в определенный момент достигает осознания собственного места в сфере общественных отношений. Для него открывается абсолютно новое проявление собственной личности — социальная позиция школьника, которая связана с выполнением новой для него учебной деятельности.

Психологи называют описываемый период кризисом 7 лет и отмечают наличие изменений в характере детей, что выражается в постепенной потере непосредственности. В это время для родителей возможны различные «сюрпризы»: ранее спокойный и воспитанный ребенок начинает вдруг постоянно кривляться, паясничать, проявлять манерность в поведении. Взрослые должны знать, что подобные проявления являются защитной функцией от эмоциональных переживании, свойственных детям этого возраста.

Также прохождение кризиса 7 лет сопровождается следующими поведенческими характеристиками: появление значительных пауз между обращением к детям и их ответной реакцией («сто раз нужно повторять»); нежелание принять необходимость выполнения родительской просьбы или желание ее отсрочить («сейчас», «потом»). Популярным становится непослушание в виде отказа от выполнения принятых в семье обязанностей; проявления хитрости при нарушении устоявшихся правил; придирчивое отношение и усиленное внимание к собственному внешнему облику и одежде; демонстративное подражание взрослым, зачастую гипертрофированное.

Характерными чертами поведения в период кризиса дошкольного возраста становятся проявления упрямства, требовательности, капризов, реакции на критику со стороны взрослых, ожидание похвалы.
Но наряду с некоторыми трудностями есть в этом периоде и позитивные моменты. Дети становятся рассудительными, более заинтересованы общаться со взрослыми, привнося обсуждение новых тем для разговора: интерес к вопросам о жизни других планет, о школе, проблемах нравственности, политике.

Появляются самостоятельные занятия — хобби, некоторые обязанности дети решают взять на себя по своей инициативе.
Основная помощь детям в период кризиса дошкольного возраста заключается в терпеливом разъяснении причин требований со стороны взрослых, то есть ребенок должен знать, почему следует делать так, а не иначе.
Также необходимо предоставить детям возможность осуществлять самостоятельную деятельность в новых формах, напоминать о существовании новых обязанностей и необходимости их выполнения.
И самое главное, следует постоянно поддерживать в своем ребенке уверенность, что он справится со всеми новыми делами.