Детей с нарушениями речи можно уберечь от многих проблем, если они получат грамотную и своевременную логопедическую помощь. Родители, которые ничего не предпринимают, пассивно ожидая появления речи у не говорящих сына или дочери, поступают опрометчиво.
Взрослые часто интересуются, какие причины могут привести к речевым нарушениям у ребенка. Причины могут быть разными — биологическими, социальными, наследственными и т. д.

Любое неблагополучие в состоянии здоровья ребенка может привести к задержке созревания центральной нервной системы, которая, в свою очередь, может стать причиной отставания развития речи.
Иногда вполне здоровый малыш не начинает говорить, просто потому что общение с ним в семье неправильно организовано. Например, ему недостает эмоционального контакта с мамой.

При чрезмерной опеке у ребенка не возникает особой потребности в речевом общении, ведь его желания и так выполняются по первому жесту или крику. А при длительных психотравмирующих ситуациях возможно появление у ребенка заикания.
Артикуляционный аппарат малыша формируется к 5 годам, поэтому речь у дошкольников очень ранима и легко подвергается плохим воздействиям. Взрослым следует учесть критические периоды развития ребенка, предрасполагающие условия для «срыва» речи. Это периоды от 1 до 2 лет, 3 года и 6-7 лет.

Большое значение имеет диагностика речевых нарушений. Поэтому обращаться к логопеду нужно раз в год с момента рождения ребенка. Раннее выявление отклонений значительно повышает вероятность полноценного общения ребенка в школе. Если речевые дефекты выявляются лишь в школе, их бывает трудно компенсировать.

Речь формируется под сильным влиянием речи взрослых, сильно зависит от речевого окружения, воспитания и обучения, начинающиеся с самых первых дней жизни ребенка. По этой причине разговаривать с малышом нужно только правильно, не сюсюкая и не приспосабливаясь к детской речи, четко показывая артикуляцию своими губами, ведь ребенок «считывает» слова с ваших губ.
Чтобы понять патологию речи, нужно знать физиологические нормы ее развития. В этом родителям помогут логопед, педиатр и невропатолог.


— AD —

Диагностика

Что должно насторожить родителей малыша от рождения до одного года?
В первую очередь, отсутствие гуления и лепета. А также отсутствие первых слов к одному году. Словарный запас годовалого малыша должен состоять минимум из 8-10 слов. В этот период очень важно развивать пассивный словарь (когда ребенок знает названия картинок, предметов, показывает их, но не говорит).

Родители должны обратить внимание на отсутствие или малый пассивный словарь после полутора лет. В два года — на малый пассивный словарь, отсутствие предложений из двух слов.
В норме в двухлетнем возрасте ваша кроха должна произносить минимум 50 слов. А в три года ребенок должен строить фразу из трех слов и обладать словарным багажом как минимум из 250 слов. Признаками риска после трех лет являются отсутствие предлогов в речи ребенка, длительное сосуществование предложений, правильно и неправильно оформленных.

От 3 до 7 лет словарный запас маленького человека быстро увеличивается. К четырем-шести годам в его активном словаре в среднем уже три-четыре тысячи слов. В четыре года дети пользуются простыми и сложными предложениями. А в пять лет — уже легко пересказывают услышанные сказки и рассказы. Именно к пяти годам формируется правильное звукопроизношение.

Какая помощь нужна детям

Следует особо подчеркнуть, что формирование речи ребенка происходит на фоне развития его личности в целом. Чтобы у него возникли желание и возможность говорить, родителям необходимо развивать внимание и память малыша, его эстетические и нравственные качества. В связи с этим хотим дать взрослым несколько практических советов.
Расширяйте понимание ребенком речи окружающих его людей. Ведь сначала у него развивается понимание речи, а потом уже на его основе — активная речь.

Развивайте общую моторику, двигательную активность сына или дочки. Важно выполнять с ними физические упражнения, формирующие основные двигательные умения и навыки: лазание, ходьбу, бег, прыжки, метание, действия с предметами.
Развивайте мелкую моторику. Помните: уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонкой моторики пальцев рук.
Развивая ловкость пальцев ребенка, вы развиваете его речь.

Развивайте сенсорное восприятие малыша. Знакомьте его со свойствами разных предметов, их цветом, размером, формой.
Обучайте детей продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, конструированию. Рекомендуем сопровождать их эмоциональными рассказами, захватывающими историями, сюжетным обыгрыванием.

Развивайте речевое дыхание и артикуляционную моторику. Важно тренировать мышцы губ, языка, челюстей, мягкого неба, чтобы ребенку легче было справиться с «непослушными» звуками. Большое значение для правильного развития речи имеет поставленное речевое дыхание.

Родителям на заметку

Нарушениям речи ребенка способствуют:
• Неблагоприятное течение беременности и родов: токсикоз, несовместимость по резус-фактору, эндокринные и вирусные заболевания, травмы и др.;
• Кислородное голодание и родовая травма;
• Частые инфекционно-вирусные заболевания, желудочно-кишечные расстройства, менинго-энцефалиты;
• Наследственные факторы;
• Сотрясения головного мозга;
• Неблагоприятные социально-бытовые условия;
• Неврологические заболевания у ребенка;
• Снижение слуха и интеллекта.