Отчего голос малыша перестал быть звонким, а речь потеряла эмоциональную выразительность? Разберемся в причинах.
Своеобразное изменение тембра голоса, который становится глухим и приобретает гнусавый оттенок, специалисты называют ринофонией. Виной всему — особенности мягкого нёба, которое у ребенка может быть недостаточно подвижным. Одна проблема, как по цепочке, цепляет за собой другую. При малоподвижном нёбе не образуется так называемое нёбно-глоточное кольцо, которое в процессе речевого выдоха призвано препятствовать выходу воздуха через нос. В результате голос ребенка перестает быть легким, а речь теряет выразительность.

Что за причина?

Существует два вида ринофонии: открытая и закрытая.
Первая может быть врожденной, если малыш появился на свет с укороченным мягким нёбом. Однако иногда проблема связана с инфекционным заболеванием типа дифтерии или гриппа, осложненным параличом или парезом нёба. Приобретенная ринофония может появиться и после того, как малышу удалят глоточные миндалины: послеоперационные рубцы стягивают нёбо и ограничивают подвижность.

Поэтому маме и папе стоит прислушаться, как звучит голос выздоравливающего. Если у него появился стойкий гнусавый оттенок, вам лучше проконсультироваться у отоларинголога или логопеда.
Открытая ринофония очень часто встречается у ослабленных детишек астенического типа с вялой артикуляцией и поверхностным дыханием. В этом случае мягкое нёбо в силу своей мышечной слабости просто не дотягивается до стенки глотки. Поэтому у малыша и возникает прононс. А поскольку такая особенность русскому языку, в отличие от французского, несвойственна, дефект лучше исправить.

Закрытая ринофония встречается при заболеваниях носоглотки: разрастаниях аденоидов, полипов, а также вследствие искривления носовой перегородки.
Иногда достаточно банального насморка, чтобы у малыша возникли проблемы с голосом. Хорошо, если явления ринофонии пройдут вместе с исчезновением симптомов простуды или аллергии. Но к сожалению, так бывает не всегда. В последнее время все чаще можно наблюдать, что и после выздоровления голос у ребенка остается тусклым, монотонным, глуховатым, хотя видимых причин для этого вроде бы и нет. В таком случае специалисты говорят о привычной закрытой ринофонии.

При этом нарушается нормальное физиологическое дыхание: ребенок не может дышать носом, его рот постоянно открыт. То есть существует реальная угроза простуды. Кроме того, малыш не получает достаточное количество кислорода, поэтому быстро утомляется, теряет способность сосредоточиться, испытывает головные боли, головокружения, плохо спит.
Тусклый, искаженный тембр голоса создает для ребенка и определенные психологические трудности в общении: он стесняется говорить, избегает сверстников, становится замкнутым. В его поведении появляются раздражительность, плаксивость, излишняя обидчивость.

Исправим прононс

Для устранения носового голоса (открытой ринофонии) придется много потрудиться и малышу, и логопеду, и, конечно, родителям.
Сейчас наша общая задача — активизировать мягкое нёбо и заставить его двигаться. И здесь понадобится массаж. Если малыш слишком мал, помогите ему выполнить эту процедуру.

• Для начала протрите спиртом свой указательный палец на правой руке. А затем его подушечкой начните поглаживать и растирать в поперечном направлении слизистую оболочку на границе мягкого и твердого нёба.
• Проделайте те же самые движения, одновременно произнося звук „а».
• Сделайте несколько зигзагообразных движений по границе мягкого и твердого нёба слева направо, а затем то же самое, но уже в обратном направлении.
• Помассируйте мягкое нёбо, совершая указательным пальцем толчкообразные движения.
Если, ваш ребенок большой, он может делать те же приемы и сам. В данном случае главным исполнителем массажа будет кончик детского языка.

Чтобы малыш все делал правильно, проведите с ним репетицию с зеркальцем в руке.
Глядя на свое отражение, малыш должен открыть пошире рот и язычком проделать каждое из четырех упражнений. Если у него все получается, пусть продолжит с закрытым ртом. Такая тренировка возможна в любое время и в любом месте, и незаметно для всех окружающих! А тот, кто чаще делает массаж, скорее добивается нужного результата.

Запомните еще несколько правил безопасности.

• Не проводите массаж после еды, чтобы не вызвать у малыша рвотный рефлекс. Подождите хотя бы час.
• Если массаж делает взрослый, пусть его прикосновения будут мягкими и крайне осторожными. Предварительно подстригите коротко ногти, чтобы не поранить слизистую детского нёба.

Кроме массажа необходимы и упражнения. Вот некоторые из них.
1. Дайте своему ребенку стакан с теплой водичкой и предложите ему выпить ее небольшими глотками.
2. Пусть он продемонстрирует, как хорошо умеет полоскать горло, набирая порции теплой воды в рот.
3. А теперь предложите ребенку широко открыть рот и покашлять: на выдохе не менее 3 раз.
4. Затем из того же исходного положения — с широко открытым ртом — попробуйте вместе позевать.
5. Следующее задание постарайтесь проделать энергично и утрированно, на твердой атаке произнося звуки: „а», „о», „ у», „э», „и», „ы».

Чтобы избавиться от закрытой ринофонии или отсутствия носового резонанса на звуках „н», „м», придется предпринять решительные действия. Во-первых, нужно устранить причины, которые привели к этому явлению. То есть избавиться от полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, отека слизистой носа при аллергическом рините и насморке. Во-вторых, следует восстановить физиологическое и речевое дыхание. Кстати, работу над дыханием следует проводить и при открытой ринофонии.


— AD —

Бахрома под ветром.

Ниточки с ваткой нам заменит лист бумаги, нарезанный бахромой. Крохе необходимо дуть на эту бахрому, чтобы она отклонялась: чем больше, тем лучше.

Поиграем в мяч.

Язычок любит игры с большим круглым мячом! Демонстрируя это, малышу придется широко и равномерно надувать щеки.
Мяч сдулся!
Мяч тоже устает. При этом он теряет округлость и из него выходит воздух. Подскажите ребенку, что теперь надо сильно раздуть щеки, а после медленно выпустить воздух, вытянув губы трубочкой.

Наладим насос.

Он поможет нам надуть мячик! Пусть малыш покажет руками, как работает насос, а голосом озвучит картину, произнося часто звук „с»: губы растянуты, зубы сжаты, а язык упирается в передние зубы. Воздух выходит сильными толчками.

Мы любим футбол.

Кто не любит играть в футбол? Только не язычок! Ему по душе забивать голы. Итак, поставим на стол подальше от малыша два кубика. Это будут ворота. А ближе к крохе положим кусочек ватки. А вот и задание — точно „забивать голы», дуя на тампон с языка, просунутого между губами, стараясь попасть в цель. Щеки не должны сильно раздуваться. Воздух струей стекает посередине языка.
Следите, чтобы ребенок, выполняя это упражнение, нечаянно не вдохнул вату в себя.

Как звучит свирель?

А еще язык умеет хорошо играть на свирели. Мелодия совсем не слышна, но ощущается струя воздуха, вырывающаяся из свирели. Малышу придется свернуть язык трубочкой и дуть в нее. Наличие струи воздуха ребенок проверяет на ладошке.

Суок и ее ключик.

Вы помните сказку „Три толстяка» и то, как хорошо играла на ключике девочка? Попробуем и мы сделать то же самое! Покажите ребенку, как надо свистеть в ключик, а он пусть повторит. Вместо ключа можно взять пустой пузырек с узким горлышком. Главное, чтобы его края были ровными и гладкими.