Школьная близорукость: причины, профилактика, лечение


По статистике, с диагнозом «Близорукость» оканчивают школу около 50% российских выпускников, при этом в начальных классах таких детей — 8-10%.
У офтальмологов даже появился специальный термин «школьная близорукость».
Нужно ли мириться с тем, что вместе со знаниями ваш ребёнок получает плохое зрение?


— AD —

Причины школьной близорукости

Близорукость, или миопия, — это заболевание, при котором человек очень плохо различает предметы, расположенные на расстоянии. Как правило, развивается она именно в школьные годы — от 7 до 15 лет. Причин её развития несколько, в том числе и наследственная предрасположенность, но основным фактором офтальмологи признают длительную зрительную нагрузку.
Современные дети уже с дошкольного возраста испытывают повышенные нагрузки на зрение.

Таковы реалии: дети рано учатся читать и писать, мало гуляют на свежем воздухе, а любимым развлечением стали компьютеры, смартфоны и другие гаджеты — и в результате глаза находятся в постоянном напряжении. В школе с каждым годом нагрузки возрастают, как и увлечение общением в социальных сетях, компьютерными играми. А детская зрительная система, которая находится в процессе формирования до 18 лет, не приспособлена к таким испытаниям.

Как нагрузки приводят к близорукости

Каким образом зрительное перенапряжение у школьников приводит к появлению близорукости? Дело в том, что зрительный аппарат человека не приспособлен изначально к работе на близких расстояниях. Чтобы чётко различать предметы вблизи, задействуется так называемый фокусировочный механизм. В него входит хрусталик глаза, который с помощью внутриглазных мышц изгибается, изменяет форму и таким образом «наводит фокус» на близкие объекты.

Когда мы смотрим вдаль, мышцы, удерживающие хрусталик, расслабляются, он принимает исходное положение.
Благодаря механизму фокусировки мы видим хорошо и вблизи, и вдали.
При длительной работе вблизи происходит перенапряжение фокусировочной системы глаза. Мышцы, удерживающие хрусталик, находятся в напряжении и не могут расслабиться. Это явление называется спазмом аккомодации. Симптомы схожи с близорукостью, поэтому его называют ложной близорукостью.

Чем опасен спазм аккомодации? Если не снять зрительное перенапряжение, глаз начинает подстраиваться к создавшейся ситуации, глазное яблоко удлиняется, что приводит к уже истинной, или анатомической, близорукости. Коварство этого процесса в том, что, однажды начавшись, он продолжается. При растяжении глазного яблока склера — плотная оболочка глаза — становится менее прочной и растягивается, а значит, близорукость прогрессирует.

Профилактика школьной близорукости

Как мы уже говорили, зрительная система школьника формируется вплоть до старших классов, она подвижна и чувствительна к негативным факторам. Родители должны понимать, что оставлять зрение школьника без внимания ни в коем случае нельзя, даже если, на первый взгляд, предпосылок к ухудшению зрения нет.

Школьная близорукость не возникает внезапно, она развивается от полугода до полутора лет, и у родителей есть время принять меры. Если вы заметили, что ребёнок стал быстро утомляться при чтении, низко наклоняет голову, прищуривается — срочно идите к врачу-офтальмологу. Детская зрительная система гибкая, и если вовремя начать лечение, можно избежать развития близорукости или минимизировать её степень. Остановить прогрессирование близорукости в школьном возрасте — важнейшая задача, поскольку близорукость высоких степеней помимо снижения остроты зрения влечёт за собой и другие проблемы, например с сетчаткой.

Самый действенный способ предотвратить проблемы — взять за правило регулярно, как минимум раз в год, показывать ребёнка офтальмологу. Врач сможет разобраться в причине снижения зрения школьника, а это можно сделать только по результатам диагностики. Для назначения правильного лечения важно определить, истинная близорукость или ложная, то есть вызванная спазмом аккомодации.

Родителям видится простой выход: если ребёнок жалуется на зрение, офтальмолог определяет остроту зрения, прописывает очки и — проблема решена. Однако не всегда очки принесут пользу, они могут даже навредить! Дело в том, что если не снять зрительное перенапряжение, глаз будет приспосабливаться к сложившейся ситуации, реагируя увеличением глазного яблока. В этом случае очки закрепляют сложившуюся ситуацию и только вредят организму. Спазм аккомодации требует терапевтического лечения, курс аппаратных процедур подбирает врач.

Нужны ли очки при истинной близорукости? Зависит это от многих обстоятельств. Если ребенка в младших классах посадят за первую парту, его родители будут следить за режимом, постоянно водить на аппаратные процедуры, то могут и не понадобиться.

Полезные привычки и лечение близорукости

К счастью, современная детская офтальмология предлагает действенные меры, чтобы предотвратить развитие или остановить прогрессирование близорукости. При ложной близорукости одной из составляющих терапии являются курсы аппаратного лечения. Процедуры нормализуют работу фокусировочной системы, расслабляя, а после тренируя её. Существуют аппараты, работающие с центрами в коре головного мозга, помогающие приостановить ухудшение зрения. В комплексе процедур врач назначит массаж воротниковой зоны.

Школьнику с близорукостью необходимо наблюдение, поэтому посещать врача нужно два-три раза в год, чтобы определить, происходит ли у ребенка удлинение глазного яблока, и если это происходит, то как активно.
В детском возрасте очень многие глазные заболевания лечатся при помощи щадящих методов. Однако усилий одних офтальмологов недостаточно. Порой родители не отдают отчёт в том, что неправильная посадка при пистме и чтении, чрезмерное увлечение компьютером, чтение книг лёжа — самые распространенные причины ухудшения зрения.

Уже с младшего школьного возраста нужно привить ребёнку полезные зрительные привычки: правильно сидеть за рабочим столом, не читать в транспорте, делать перерывы каждые 30 минут работы (для младших школьников — 20—25 минут), выполнять гимнастику для глаз. И самое главное — ограничивайте время, проведённое детьми за компьютерами и прочими гаджетами!

Для младших школьников норма — 10-15 минут в день, для учеников средних классов — 20-25 минут. Больше проводите времени с детьми на свежем воздухе. Это, кстати, полезно и самим взрослым.