Зрение школьника: нарушение, профилактика. Как не ухудшить зрение первоклассника


С какими проблемами зрения чаще всего приходят в школу первоклассники?
Проблемы со зрением имеют далеко не все первоклассники, но тех, что имеют, я бы разделил на три группы.
В первую группу входят дети, у которых родители давно выявили проблемы и уже начали их лечение и коррекцию.
Чаще всего у детей-дошкольников речь идет о дальнозоркости и астигматизме.

Так уж устроено формирование детского зрения, что к 7 годам оно должно приблизиться к зрению взрослого человека. Если развитие запаздывает, дальнозоркость (это не та дальнозоркость, что появляется у взрослых после 40 лет) превышает возрастную норму, требует от ребенка излишнего зрительного напряжения, а астигматизм часто является сопутствующим нарушением зрительной системы ребенка.

При соответствующем лечении (очки, тренировка зрения, заклейка лучше видящего глаза) эти проблемы через некоторое могут быть время устранены.
Так вот, в первую группу входят дети, пришедшие в первый класс уже в очках. Их родители перешагнули через свою гордость.

Что это значит — «перешагнули через свою гордость»? При чем тут гордость?
Многие родители, особенно не носящие очков, узнав, что их дошкольник должен надеть очки, впадают в истерику, начинают бояться, что к ребенку приклеится кличка «очкарик», что он будет страдать, отказываются от советов офтальмолога носить очки, полагаясь неизвестно на какой авось.

Неужели такие бывают? Ведь речь идет о зрении! Они не правы?
Они абсолютно не правы!
Речь идет не просто о зрении, речь идет о том, что эти чисто детские проблемы можно и нужно лечить. И если детям показаны корригирующие очки, их надо носить — столько, сколько скажет детский офтальмолог. В противном случае могут возникнуть осложнения.

Зато потом ребенок сможет обходиться без них. Это очень важный момент.
Во вторую группу входят дети с имеющимися, но с только что выявленными при дошкольном медосмотре проблемами. Здесь весь процесс лечения, выписки очков, заклейки одного глаза только начинаются – одновременно с началом нового образа жизни первоклассника. Родителям таких деток я бы особенно советовал успокоиться, бросить истерики и знать, что ничего еще не потеряно. Надо только выполнять указания доктора и следить за ребенком в оба глаза.

Наконец, в третью группу входят наиболее уязвимые дети, если так можно сказать, потому что уязвимо зрение всех первоклассников. Это дети, у которых дальнозоркость и астигматизм есть, но не выявились в ходе медосмотра.
Чего греха таить, у многих участковых офтальмологов нет необходимого оборудования и достаточного времени, чтобы выявить все проблемы. А свойство дальнозоркости таково, что ребенок может на таблице для проверки остроты зрения при сильном зрительном напряжении увидеть даже самые мелкие картинки или буквы.

Поэтому я советую всем родителям первоклассников внимательно следить за ребенком: не стал ли он подсаживаться ближе к телевизору, не жалуется ли, что у него болят или устают глаза, болит голова, не стал ли он чаще болеть ОРЗ.
С набором таких жалоб в течение учебного года надо обязательно обратиться к хорошему детскому офтальмологу для углубленного исследования.

Ребенку с проблемами зрения надо в обязательном порядке посетить офтальмолога в конце учебного года. А лучше это сделать каждому первокласснику, чтобы не перейти к проблеме близорукости. Она возникает не сразу, а проходит функциональную стадию. Вовремя выявив, офтальмолог может помочь с ней справиться.


— AD —

Как не ухудшить зрение первоклассника в очках

Во-первых, я советую родителям первоклассника помнить, что он — всё еще ваш маленький ребенок, малыш, что с ним надо разговаривать не только о школе и что первый враг его здоровья, и зрения в том числе, — гиподинамия. Поэтому после занятий и обеда он должен обязательно погулять, а лучше побегать на улице соответствующе одетым 1,5—2 часа.
Во-вторых, выполнять домашние задания, если они будут, ему лучше при дневном освещении, а не по вечерам, когда у вас найдется время.

В-третьих, есть простые советы для отдыха глаз. Первое — почаще закрывать глаза (в том числе и ладошками, чтобы стало темно). Второе — больше двигаться. Третье — чаще «считать ворон», т. е. переводить взгляд с тетрадного листа за окно, смотреть вдаль.

Последнее упражнение особенно важно для того, чтобы не приобрести близорукость.
Запомните: в близорукости детей, чаще всего к ней генетически предрасположенных, виноваты только родители.
Только родители! Значит, они не заставляли ребенка «считать ворон» (дети делают это часто подсознательно, от естественной потребности глаз, за что бывают напрасно порицаемы).

Значит, они не спрашивали у офтальмолога, есть ли у их сына или дочки такая генетическая предрасположенность, не спрашивали совета, как ее не реализовать. У моей 11-летней дочки есть такая предрасположенность, но я стараюсь следовать советам, которые вам даю, и пока у нее со зрением все нормально.

Сколько времени первоклассник может без ущерба для зрения проводить за компьютером и телевизором

Сначала о компьютере.
Он должен быть стационарным, с большим монитором, (чем больше, тем малышу лучше), с хорошей разрешающей способностью. Ноутбуки менее полезны детским глазам. Я советую в будние дни выделять не более получаса, в выходные и на каникулах — дважды по полчаса с обязательным перерывом не менее часа. Убедительно рекомендую родителям запретить младшим школьникам играть в мобильные игрушки и писать смс-ки. Исключить их из жизни, удалить с телефонов.
К телевизорам я менее строг: у них, как правило, большой экран, мало у кого остались старые маленькие
телеприемники, и находится он дальше, чем монитор.

Но все-таки, во-первых, просмотр телевизора должен быть ограничен одной передачей или фильмом (т. е. максимум 2 часа), а во-вторых, помните, что во время рекламной паузы ребенку нужно обязательно «считать ворон».
Помните, что мы живем в век растущей близорукости.
Не сдавайтесь!