Канадские ученые нашли способ предсказывать будущее — по крайней мере, они научились узнавать, кем станет ребенок, когда вырастет. Как оказалось, рассказать об этом могут его сверстники.
Сотрудники Университета Конкордия в Монреале на протяжении 35 лет изучали несколько сотен детей. Эксперимент стартовал еще в 1976г., рассказала преподаватель психологии из этого вуза Лиза Сербин.
Вначале исследователи попросили учащихся первого, четвертого и седьмого классов в школах Монреаля заполнить анкеты, в которых они оценивали своих одноклассников с точки зрения агрессивности, привлекательности и социальной изоляции. Учащиеся также оценивали себя по этим параметрам.
Затем более 20 лет ученые внимательно наблюдали за процессом взросления этих детей. Следующий этап исследований прошел в период с 1999 по 2003гг. В нем были задействованы 700 участников первого эксперимента.
Теперь испытуемые заполняли анкеты, в которых оценивали своих одноклассников с точки зрения невротического состояния, уровня экстравертности, открытости и добросовестности.
«Мы сравнили оценки участников эксперимента их сверстниками и их самооценки с личностными чертами во взрослой жизни», — рассказывает одна из организаторов исследования и недавняя выпускница университета Алекса Мартин-Стори.
«Мы выяснили, что оценки сверстников были более близки к тому, какие личностные черты развились у участников эксперимента, нежели собственные оценки последних своей личности в детстве», — сообщила А.Мартин-Стори.
Например, ученики, которых сверстники оценивали как социально изолированных, во взрослой жизни показали более низкий уровень экстравертности, то есть восприятие со стороны оказалось верным. А дети, которых сверстники называли доброжелательными, во взрослой жизни оказывались более уступчивыми и добросовестными, чем те, кто в детстве считал себя таковыми.
Исследование показало, что в прогнозировании развития личности ребенка лучше опираться на оценки его сверстников, нежели на собственное восприятие его своей личности.