Педиатрический прикорм: прикорм из маминой тарелки


Первое, что нам приходит в голову, когда мы говорим о первом прикорме детей — многочисленные баночки с пюре и коробочки с детской кашей. Между тем, все большую популярность сегодня набирает система, рекомендующая прикорм из маминой тарелки.


— AD —

Чем естественный прикорм отличается от педиатрического?

В первую очередь их отличие в задачах. В педиатрическом прикорме — это перевести ребенка с жидкой пищи на твердую. В задачи естественного прикорма входит: приоритет грудного вскармливания, адаптация ребенка к пищевой нише семьи и научение ребенка кормить себя самому и только потом перевод на твердую пищу.

В чем же преимущества такого подхода?

Очень важно, что ребенок с самого начала не отделен от семьи, то есть не есть отдельно. Ведь именно в семье создается стереотип пищевого поведения. Ребенок подражает манерам и привычкам родственников, глядя на них, учится пользоваться столовыми приборами, есть как другие и то, что едят другие. Еще один значимый для многих родителей факт: дети, выросшие по такой системе, впоследствии вообще не знаю никаких проблем с едой. Конечно, как и всем нам, какие продукты могут им не нравиться, но если семья села за стол, то они спокойно едят то, что и остальные, а не «размазывают» нелюбимые продукты по тарелке, не вылавливают из супа капусту, лук или морковку.

Когда следует начинать прикорм?

Время начала прикорма определяется психологической и физиологической готовностью ребенка. В желудочно-кишечном тракте должны сформироваться определенные ферменты, способные переваривать что-то кроме материнского молока.
Обычно это происходит не раньше шести месяцев. Кроме того, примерно к семи месяцам организм начинает вырабатывать достаточное количество иммуноглобулина, который препятствует попаданию в кровь аллергенов.

Готовность нервной системы заметна визуально. К шести месяцам дети обычно уже умеют сидеть, у них угасает выталкивающий рефлекс языка, и они могут удержать какой-то предмет в руках, некоторые к этому возрасту даже обладают «пинцетным захватом». Важно, что, ребенку нужно предлагать какую-либо еду только тогда, когда он проявляет явный пищевой интерес. Если еда на маминой тарелке ему пока не интересна, значит, с прикормом следует еще немного подождать.

С чего начать?

Ребенок начинает знакомство с «взрослой» едой из маминой тарелки. Главная задача при этом, повторюсь, познакомить с новыми продуктами, а не накормить малыша.
Грудное вскармливание до какого-то времени по-прежнему остается основным в его рационе. Знакомство с каждым новым «блюдом» начинается с микродозы — тем количеством еды, который помещается между большим и указательным пальцем — одной рисинки, одной греченки. Если это полужидкая пища, то микродоза — это тот объем, который умещается на чайной ложке, если ее поставить вертикально. Если речь идет о жидкости, то это один глоток или чайная ложечка.

За один раз ребенку можно предложить до пяти различных продуктов в объеме 2-3 микродозы. Увеличивать этот объем нужно постепенно в зависимости от желания ребенка. Лишь к 9-10 месяцам объем еды доводится до энергетически полного — 1-2 столовых ложки. Вместе с тем, даже во время дегустации новых продуктов ребенок может запивать их грудным молоком. Кормление грудью продолжает играть очень важную роль.

Не рано ли давать шестимесячному малышу блины, борщ и другую «взрослую» еду, пусть даже и в микродозах?
Важно понимать, что ваш малыш далеко ни сразу получает готовый борщ. Три-четыре недели из своей тарелки вы даете ему 3 микродозы морковки, 3 микродозы капусты и смотрите за реакцией. И только после этого доза постепенно увеличивается. К семи — семи с половиной месяцам она доводится до 1 чайной ложки — дозы, от которой ничего страшного произойти не может.

Что делать, если ребенок не проявляет интереса к «взрослой» еде?

Дети так устроены, что им все интересно, в том числе и содержимое маминой тарелки. Если этот интерес не пищевой, то есть ребенок явно не хочет пробовать еду, тогда ему до поры до времени нечего делать за общим столом. Бывает так, что пищевой интерес запаздывает. Тогда родители могут его немного стимулировать: почаще брать ребенка за стол, с аппетитом принимать пищу. К девяти-десяти месяцам желательно начать прикорм. Именно в это время формируется способность жевать и глотать твердую пищу.

Как быть, если на столе бывают не очень полезные продукты?

Да, зачастую мы не очень правильно питаемся. Но не предложить всего, что есть на столе ребенку — неправильно. Именно поэтому введение естественного прикорма — прекрасный повод оздоровить питание всей семьи. Если же вы не можете или не хотите отказаться от каких-то не очень полезных продуктов, то их просто не нужно выставлять на стол. Есть их придется, когда ребенок спит.

Как быть, если обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?
Естественный прикорм предназначен в первую очередь для здоровых детей, находящихся на грудном вскармливании. В грудном молоке содержится полный перечень всех витаминов и микроэлементов, необходимых ребенку. Если у малыша есть какие-то проблемы со здоровьем или прибавкой в весе, то перед прикормом необходима консультация с врачом.

Хотелось бы начать с того, что не стоит противопоставлять естественный и педиатрический прикорм. В медицине не существует таких понятий. Прикорм — это и есть прикорм.
У некоторых родителей складывается мнение, что педиатры находятся в сговоре с производителями детского питания, и поэтому рекомендуют его всем детям.

Это большое заблуждение. Я, как педиатр, в своих рекомендациях основываюсь на фактах доказательной медицины. И отдаю предпочтение при введении прикорма детскому питанию промышленного производства, поскольку в результате многолетних исследований и дискуссий доказано их микронутриентное и экологическое преимущество перед блюдами домашней кухни. Родителям следует помнить, что купленные продукты на рынке, в магазине, или свой «экологически чистый» дачный урожай далеко не всегда отвечает безопасным нормам по уровню пестицидов, нитратов, солей тяжелых металлов, гормонов и антибиотиков. К тому же, в домашних условиях отсутствуют современные способы сохранения витаминов в продуктах. Увы, но это реалии нашей современной жизни.

Раннее введение несбалансированных прикормов может привести к развитию неблагоприятных последствий, начиная от аллергического воспаления кишечника с последующим отставанием роста и развития, при достаточном потреблением объема домашнего питания. Мы имеем большую практику наблюдений за такими детьми, у которых после года выявляется клиника гипотрофии, дисфункции желчевыводящих путей и впоследствии значительно возрастает риск развития ожирения, сахарного диабета, раннего развития артериальной гипертензии, а также риск раннего возникновения онкологических заболеваний.
Согласно последним исследованиям целесообразно введение прикорма с четырех до шести месяцев. Более позднее (после 6-7 месяцев) введение прикормов чревато развитием дефицитных состояний, снижением темпов роста и созревания, снижается адаптация ребенка к естественной среде обитания.

Очень много самой противоречивой информации родители получают из Интернета, рекламных проспектов фирм производителей детского питания. И нередко воспринимают эту информацию, как инструкцию к применению, забывая простую истину: каждый ребенок индивидуален, и только ваш педиатр после осмотра и обследования ребенка может посоветовать вашему малышу тот или иной вид и объем прикорма.

В настоящее время все чаще ведущие педиатры выделяют 1000 дней от рождения, когда можно запрограммировать все будущее здоровье ребенка. И чем меньше мы будем совершать ошибок, тем более здоровым будет ваш ребенок, чего я искренне всем желаю.