Что должны знать родители первоклассника: как организовать правильный режим дня


Ваш малыш, еще вчера свободный от забот человечек, сегодня уже сидит за своей первой в жизни партой. Он — Первоклассник. Позади самые первые волнения. Как вести себя родителям в первый год учебной жизни ребенка? Чем должны озаботиться родители первоклассника с началом учебного года?

Конечно, новым режимом дня. После детского сада и летних каникул ему будет сложно привыкнуть к абсолютно новому расписанию, в котором должны быть не только игры и прогулки, но и новая работа.
Поэтому родителям рекомендуется совместно с ребенком составить распорядок дня, который можно красочно оформить и повесить в комнате ребенка, чтобы он мог самостоятельно контролировать свое время и занятия.

Соблюдение режима дня для первоклассника имеет особое значение. Их нервная система далеко не зрелая, предел истощимости нервных клеток очень низок. Новые условия жизни, адаптация к нагрузкам, связанным с обучением, ломка стереотипов поведения предъявляют повышенные требования к физиологическим системам.
Нарушения режима дня могут привести даже к отклонениям в здоровье ребенка.

Чрезвычайно важно, чтобы элементы режима осуществлялись последовательно. Главное, чтобы малыш обязательно высыпался (сон не менее 10 часов), гулял на свежем воздухе (подвижные игры, занятия физкультурой), вовремя занимался учебной деятельностью дома и в школе, вовремя ел и имел свое собственное свободное время.

Родители должны так организовать жизнь первоклассника после школы, чтобы она не вылилась в неконтролируемое просиживание перед телевизором или компьютером в ущерб прогулкам на свежем воздухе.

Но это не всё. Теперь нужно приложить максимальные, хоть и мягкие, усилия, чтобы этот режим дня неукоснительно исполнялся в будние дни. Было бы не плохо работающей маме взять на первый сентябрь своего школьника отпуск, чтобы всё затвердить и ввести в систему и потихоньку учить ребенка добираться до школы, если она находится в зоне пешей досягаемости и не надо переходить проезжую часть с оживленным автомобильным движением.

А как же быть работающей маме?
Несмотря на занятость мамы, режим дня должен соблюдаться ребенком в любом случае. Есть много способов: нанять няню, призвать бабушек-дедушек, найти добропорядочную соседку, которая могла бы периодически контролировать ребенка, пока он дома один, интересоваться у ребенка по телефону, чем он занимается, и напоминать, если он что-то забыл выполнить.

После работы мама обязательно должна проверить дневник, тетради и поговорить, как обстоят дела в школе. Конечно, нужно чаще звонить учителю для получения информации об учебных успехах и проблемах ребенка.

Перед сном с ребенком можно проанализировать прошедший день и совместно оценить происходящие ситуации с ним в школе и дома.
Важно показать ребенку, что его жизнью интересуются, что его любят, в него верят и ему доверяют.

Ребенок и новый школьный коллектив: как войти в него безболезненно? Как узнать, что у него есть проблемы в классе? Как помочь их преодолеть?
Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, необходима эмоциональная поддержка со стороны близких ему людей. Важно интересоваться его переживаниями и в нужный момент помочь успокоиться, подсказать, как действовать. Можно в беседах придумывать разные ситуации и вместе с ребенком находить варианты выхода из них. Если родителям удастся сохранить теплые доверительные отношения с ребенком, то он сам обязательно будет рассказывать о своих проблемах. Это очень важно.

Как узнать, что у ребенка нет контакта с учителем? Как быть, если учитель жалуется на ребенка (непоседа, шумный, невнимательный)? И как быть, если жалобы учителя идут вразрез с родительским знанием своего ребенка?

Такая ситуация не нова. Очень часто бывает, что ребенок дома хороший и прилежный, а в школе на его поведение жалуются. Проявления невнимательности и чрезмерной активности могут иметь разные причины, в том числе неврологические и психологические, но чаще всего это повышенный уровень тревоги. В такой ситуации родитель может выбрать свободное время, без предупреждения прийти в школу и со стороны понаблюдать за ребенком на перемене.
Возможно, следует посетить урок или несколько уроков и посмотреть, как он работает на уроке.

Ребенку теперь нужен новый, более высокий уровень ответственности за себя. Как помочь ему? Нужно ли наказывать первоклассника?
Важно совместно с ребенком распределить все дела и обязанности, разработать определенные правила, по которым вся семья теперь будет жить. Он должен знать, что при не выполнении какого-либо правила последует наказание. Только наказание должно быть, конечно, не физическим, а с учетом нарушения. Например, не прибрал постель — не поиграл в любимую игру или лишился своего полчаса за компьютером. Главное, чтобы наказание не превышало весомость проступка.

Что делать, если ребенку не нравится школа, класс, новый образ жизни, если он каждое утро идет со слезами в школу?
Если ребенок переживает негативные эмоции, идя в школу, это может иметь разные причины: адаптационный период, психологическая неготовность к школе, конфликты с одноклассниками и многое другое. В любом случае, родители не должны оставлять это без внимания.

Важно своевременно выяснить причину плохого настроения, слезливости и отрицательного отношения к школе, вовремя помочь своему ребенку, не доводя ситуацию до критической.
Возможно, следует объяснить ребенку, как проходит процесс адаптации человека к смене образа жизни. Рассказать, что даже взрослым порой требуется не одна неделя, чтобы привыкнуть к новой жизни. Если ребенок не может сформулировать свою проблему, то следует обратиться к специалистам: к неврологу, чтобы исключить неврологические проблемы, если они есть; к психологу, если вдруг ребенок пережил психотравмирующую ситуацию в школе.

В любом случае, родитель не должен оставлять ребенка без внимания, постараться разрешить проблему, эмоционально поддерживая и сопереживая его чувствам, формируя положительное отношение к школе.