Мышление у детей разного возраста заметно отличается. До 5-6 лет оно только образное, связанное с предметами и понятиями. В этом возрасте дети воспринимают мир в образах, учатся описывать их и характеризовать. С 6-7 лет у ребят формируются словесно-логическое и абстрактное мышление. Они начинают самостоятельно оперировать словами и абстрактными понятиями, уже не привязывая это к образам. Именно эти два типа мышления наиболее важны в дальнейшем развитии и обучении ребенка. Поэтому так важно, чтобы родители не полагались во всем на детские сады и развивающие центры, а занимались с ребенком сами, тем более что это совсем не сложно. Достаточно поиграть, и тогда игра-задача не будет казаться скучной.
Задача — пища для логики
Раз логика является обязательным условием в играх-задачах, давайте вспомним, что это такое. Логика — это наука о законах и операциях правильного мышления. Развивающие игры помогают устанавливать причинно-следственную связь между предметами, показывают, как «было» и как «стало». Дети запоминают правила игры, а потом пытаются их вспомнить, напрягая мозговые извилины. Кроме того, решая, как поступить дальше, чтобы выиграть, малыш продумывает наперед несколько вариантов.
Само решение предложенной задачи становится средством заслужить уважение и признание среди сверстников.
Но самое главное — игры на развитие мышления создают специальную ситуацию, где ребенок учится точно передавать свою мысль с помощью движений и связной речи.
Виды игр-задач
Игры-задачи могут быть самыми разными, но выделяют несколько основных видов:
• игры-поручения (найди предмет; вставь недостающую деталь; дорисуй чего не хватает и т. д.)
• загадки (шарады, ребусы, продолжение логической цепочки, исключение лишней игрушки из ряда, игры со словами, буквами или цифрами)
• настольные игры (лото, мозаика, шашки, шахматы, нарды, морской бой, монополия)
• познавательные игры — викторины на знание информации об окружающем мире (домашние и дикие животные, человек и его семья, страны, города, реки, озера мира и т. д.)
«Что в мешке?» (для детей от 2-3 лет)
Цели: развить осязание и память, по внешним характеристикам отгадать, что это за предмет.
Замысел: ребенок должен отгадать на ощупь, что за игрушка или предмет в мешке.
Участники: один взрослый (объясняет правила игры, ведет игру), дети (чем больше, тем лучше).
Материалы: непрозрачный большой мешок, разные игрушки и предметы, только не острые.
Действия и результат: ведущий раскладывает на столе игрушки и предметы.
Предварительно можно вспомнить, чем они отличаются друг от друга — формой, размером, из какого материала сделаны.
Потом ведущий незаметно прячет предмет из них в мешок и просит одного из участников угадать, что же спрятано в мешке. Самые хитрые помечают, что именно исчезло со стола, и сразу угадывают, но для этого нужно быть очень внимательным. Если малыш затрудняется, можно задавать наводящие вопросы.
«Загадай-ка!» (для детей от 4-5 лет)
Цели: научиться понимать символический смысл загадок, переносить на конкретный образ, развить художественные навыки.
Замысел: ведущий загадывает загадки, ребенок должен нарисовать свой ответ.
Участники: взрослый-ведущий и дети. Можно играть только двоим.
Материалы: листы бумаги, краски, карандаши.
Действия и результат: взрослый загадывает ребенку простую, но интересную загадку (благо, что найти их сейчас не проблема, достаточно выхода в Интернет, если нет специальных книг). Ребенок рисует свой ответ на бумаге. Если он не знает ответа, то рисует свои ассоциации, которые вызвала эта загадка. В любом случае в такой игре нет проигрыша: даже если ответ неправильный, то рисунок сделан добросовестно.
«Составь слово» (для детей от 6 лет)
Цели: научиться составлять слова из заданных букв, развить словесно-логическую память.
Замысел: загадывается длинное слово и пишется на доске или на бумаге. Из букв этого слова нужно составить как можно больше других слов.
Участники: взрослый-ведущий и дети (минимум двое).
Материалы: лист бумаги для каждого участника, доска или лист с главным, заданным словом, фломастеры или ручки.
Действия и результат: ведущий пишет на доске или отдельном листе бумаги длинное слово (например, «газоэлектросварщик»). Каждый участник на отдельном листе бумаги должен составить другие слова только из букв этого слова. Например, «шаз», «вар», «коза» и т. д.). Главное — не привлекать другие буквы, которых нет в главном слове, и еще — писать грамотно.
Ну, здесь можно консультироваться со взрослым, ведь не каждый в 6 лет знает, как правильно пишется — «кОза» или «кАза», «гаЗ» или «гаС».
«Найди пару» (для детей от 4-5 лет)
Цели: сформировать у ребенка четкое восприятие величины, научить понимать разницу в понятиях «длинный — короткий», «широкий — узкий».
Замысел: игра из двух частей. В первой части дети учатся разнице «длинный — короткий», находят ленту такого же размера, как и картонная полоска.
Во второй части делают то же самое, только с разницей «широкий — узкий».
Участники: ведущий и дети (минимум двое).
Материалы: ленты и полоски из цветной бумаги разных цветов и размеров (длинные — 25 х 3, короткие — 12×3, широкие — 8 х 25, узкие — 2 х 25 см).
Каждая лента должна иметь пару — картонную полоску одного размера и длины, цвета могут различаться.
Действия и результат: ведущий- взрослый раскладывает на одном столе картонные полоски, на другом — ленты. Просит каждого участника выбрать себе картонную полоску, внимательно посмотреть и запомнить ее.
Потом найти ей пару, но уже из ткани.
Сделать это нетрудно — достаточно приложить полоску к разным лентам и найти свою.
«Опиши картинку» (для детей от 5-6 лет)
Цель: научить ребенка самостоятельно называть назначение предметов, для чего они нужны и какие функции выполняют.
Замысел: один участник описывает предмет на картинке, но не называет его, другой должен угадать, что это за предмет.
Участники: взрослый, который объясняет правила игры, и дети. Можно играть только двоим.
Материалы: карточки с разными предметами и явлениями. Если нет готовых, сделайте их сами. Вырежьте из журналов или старых книг нужные рисунки или фотографии и наклейте их на плотный картон. Лучше, если они будут одного размера — так проще хранить. Для пущей стойкости можно обклеить скотчем или сделать ламинацию.
Действия и результат: карточки лежат стопкой на столе обратной стороной (где нет картинок). Участник берет одну карточку и никому не показывает ее. Потом начинает описывать, что изображено на картинке, но не называет сам предмет.
Например: «Здесь нарисовано большое, желтое, теплое, у него есть лучи». Другие участники отвечают: «Это солнышко!»
Угадавший становится ведущим, занимает его место. Проигравшим считается тот, кто сразу сказал название предмета.
Однако в следующий раз он может учесть свою ошибку и сделать все правильно.