1 сентября — не только первый день осени, но и начало учебного года. Это особое, волнительное время, особенно для первоклашек и малышей, которые впервые идут в детский сад. Как родители могут помочь своему ребенку адаптироваться в новых условиях детского сада или школы? Какие подготовительные мероприятия следует провести, для того чтобы период привыкания прошел благополучно для эмоционального и физического здоровья ребенка?
Что такое первое посещение ребенком детского сада? Это встреча сразу с большим количеством незнакомых людей, это переживание новых эмоций, преодоление себя, вливание в режим, что требует, в том числе, огромных затрат эмоциональных и физических сил ребенка. В любом детском дошкольном коллективе первый месяц всегда является адаптационным.
В этот период в отношении детей, которые впервые пришли в детский сад, применяют щадящий режим, без какой-либо учебной нагрузки, не планируются никакие массовые профилактические осмотры, прививки или другие медицинские процедуры.
Это связано с тем, что в это время ребенок, впервые посещающий дошкольное учреждение, испытывает большой психологический стресс.
Малыш не только должен привыкнуть к режиму посещения детского сада, когда нужно рано вставать, добираться до детского сада, запоминать новые правила, связанные с распорядком, но и учиться долгое время находиться без мамы, общаться с другими детьми в группе и воспитателями, которых нужно слушаться. Недаром у многих детей в этот период меняются игры и поведение — они становятся плаксивыми, робкими либо, наоборот, агрессивными.
На этот счет у детских психологов существуют специальные рекомендации для родителей, чьи дети первый раз идут в детский сад. И одна из главных, золотое правило для родителей заключается в том, что первое время, в течение 1-2 недель, а иногда и месяца ребенок должен находиться в саду 1-2 -максимум 3 часа, чтобы ребенок имел возможность в любой момент увидеть маму, которая все это время может ждать его, например, в раздевалке группы. Затем время пребывания постепенно увеличивают.
При этом родители должны сделать все, чтобы, находясь в саду ребенок чувствовал себя максимально комфортно.
Для того чтобы снизить уровень стресса, ребенок, например, может находиться в садике в той одежде, которую он привык носить дома, пользоваться игрушками, предметами домашнего обихода (ложкой, чашкой и т.д.), принесенными с собой из дома и к которым он привык.
Ребенок должен быть уверен в том, что мама обязательно вернется за ним, для чего родителям необходимо объяснить своему малышу, что после садика его обязательно заберут, и он благополучно вернется домой. Желательно, чтобы первое время, пока ребенок не привык к новому для него питанию в детском саду, он завтракал дома.
Рассчитайте время отхода ко сну, чтобы ребенок хорошо выспался, утром не пришлось торопиться, и у вас была возможность спокойно поговорить с ним о чем-то приятном, обсудить планы на вечер. Не стоит на это время планировать увеселительные мероприятия — это может стать дополнительной эмоциональной и физической нагрузкой. Для ребенка гораздо полезнее спокойный, размеренный образ жизни в окружении близких людей.
Период оторванности от семьи ребенок иногда переживает очень трудно. Кроме того, начав посещать детский сад и общаясь с большим количеством сверстников, ребенок неизбежно сталкивается с респираторной инфекцией и может заболеть. И не у каждого ребенка есть достаточно сил ей противостоять.
В этом случае возможно медикаментозное сопровождение в виде приема адаптагенов растительного происхождения (элеутерококк, женьшень, лимонник), которые помогают активировать защитные силы организма от сезонных инфекций и которые назначаются врачом.
Также очень полезны седативные ванны — хвойно-соляные ванны, с пустырником и другими травами, обладающими успокаивающим действием.
Очень полезны закаливающие процедуры, которые помогут организму противостоять простуде. Совсем не обязательно, чтобы контраст температур, на котором строится закаливание, был крайним. Обливание водой комнатной температуры уже дает очень хороший результат. Однако закаливание должно быть системным, ежедневным, а не от случая к случаю.
Для того чтобы не провоцировать у ребенка обострения хронических очагов инфекции, при отсутствии аллергии, при полоскании горла можно использовать фитосборы (шалфей, ромашка, календула, мята). Процедура очень простая: после чистки зубов, ребенок может просто набрать в рот настой, согреть его во рту и выплюнуть, а следующим глотком прополоскать горло.
Осень — сезон перемены погоды, перехода от летнего рациона питания к более калорийной пище, которая содержит больше жиров и белков и меньше клетчатки, что часто сопровождается изменением микрофлоры кишечника. В связи с этим полезно употреблять кисломолочные продукты, если нет аллергической реакции на молочные продукты. С этой же целью иногда применяются пробиотики, которые назначаются только врачом.
Что касается первого посещения ребенком школы, то рекомендации для родителей первоклассников практически те же. Все моменты, которые связаны с коррекцией здоровья ребенка, нужно завершить до начала учебного года.
Кроме того нужно учесть, что если в садике у ребенка была возможность отдохнуть и поспать, то этот момент родители первоклассника должны продумать самостоятельно, т.е. составить распорядок дня так, чтобы ребенок после уроков мог отвлечься, поиграть, погулять, поспать. Ведь для ребенка учеба является определенной, иногда довольно ощутимой нагрузкой.
Часто выход в школу сопряжен с началом посещения большого количества секций и кружков. Однако я рекомендую трезво оценить, действительно ли ребенок без ущерба для здоровья сможет выдержать подобные нагрузки. Как показывает практика, для полноценного развития достаточно одного, максимум двух кружков.
Ребенку должен быть обеспечен полноценный сон, своевременное и полноценное питание, он должен каждый день гулять на свежем воздухе и постоянно чувствовать поддержку и любовь близких. В этом случае период адаптации пройдет для него успешно и благополучно.