Как родителям адаптироваться к первому классу: основные шаги подготовки ребенка


Конец лето, скоро 1 сентября, и кому-то предстоит пойти в первый раз в первый класс.
Чаще всего взрослые люди уделяют особое внимание подготовке ребенка к этому ответственному моменту, переживая за адаптацию сына или дочки к школе, и за кадром остается вопрос, на который мы поможем ответить: как родителям адаптироваться к первому классу?

Не секрет, что родители будущего первоклассника паникуют и нервничают иной раз куда больше, чем сам дошкольник: проявляются чрезмерные переживания, вспоминаются школьные неудачи и нереализованные мечты. Родители хотят, чтобы у ребенка все сложилось иначе, идеально, чтобы он избежал родительских ошибок и оправдал ожидания семьи. А порой появляются и страхи: моего ребенка будут обижать другие дети, он не справится с программой, учитель будет несправедлив, ему не понравится школа, он не захочет учиться и многие другие.

Своими страхами и тревогами взрослые не помогают, а подчас только мешают ребенку, ведь эмоционально дети тесно связаны с родителями и чувствуют без слов, что испытывают мамы и папы.
Даже если родители пытаются внешне не проявлять своих эмоций, тревожность начинают испытывать и дети. Поэтому хотелось бы рассказать, как справиться родителям с тревогами, чтобы с хорошим настроением пойти на первую школьную линейку и сохранить позитивный настрой на весь учебный год.

Чтобы снять тревогу, готовьтесь к школе загодя


— AD —

Шаг первый

Задолго до поступления в школу присматривайтесь, в какую школу района или города будет ходить ваш ребенок, расспрашивайте соседей, чьи дети уже школьники, смотрите отзывы в Интернете, водите ребенка на подготовку к школе, где в основном учат читать и считать. Однако помимо интеллектуальных способностей и достижений ребенка не стоит забывать о психологическом благополучии, индивидуальных особенностях и задатках ребенка, развитии коммуникативных навыков, не говоря уже о возрастных новообразованиях, что в целом сильно влияет на результативность учебной деятельности наших детей. Поэтому актуальным остается вопрос относительно возраста: когда отдавать в первый класс — в шесть или в семь лет?

Дети развиваются индивидуально, кто-то в шесть готов к школе, а кто-то созревает только в восемь. Одним из ориентиров может служить начало смены молочных зубов, начали меняться зубы — признак физиологического созревания, ребенок уже может себя контролировать определенный промежуток времени. Значит, ему будет под силу слушать и слышать учителя на уроке, соблюдать правила и требования, привыкнуть к новым условиям.

Шаг второй

После того как определитесь со школой, в которую пойдет ваш ребенок (по месту жительства, по специализации, по доступности), чтобы снять волнение, нужно выбрать учителя. Лучше это сделать интуитивно: доверяю — не доверяю, нравится — не нравится, мое — не мое. Установился ли изначально нормальный человеческий контакт (взаимная положительная энергетика). Если не чувствуете доверия, найдите того учителя, которому будете доверять, чтобы не испытывать ненужных сомнений в течение последующего обучения, так как родительское недоверие к учителю снижает мотивацию к учебе ребенка. Изначально старайтесь выстраивать отношения сотрудничества с педагогом.

Шаг третий

Рекомендуем подумать, какова причина страхов и переживаний. Чувство страха — это наш помощник, он предупреждает нас об опасности. Если вы испытываете эти чувства, пропишите вопросы для учителя, связанные с вашими опасениями. Запишите его рекомендации и постарайтесь им следовать. Не скрывайте особенностей развития своего ребенка, его характера от человека, которому вы собираетесь доверить ребенка. Искренность — путь к успеху и взаимопониманию. Непроговоренные страхи порой реализуются в действительности.

При этом не забудьте, что не надо пугать детей фразами: «Вот пойдешь в школу — там тебя научат, как себя вести, как слушаться, как…», «В школе мамы рядом не будет», «Не будешь слушаться, будут тебе двойки ставить, будут тебя ругать, маму в школу вызывать!» Родительская тревога за успешную школьную жизнь и так передается ребенку, а дополнительные запугивающие фразы могут стать причиной детских неврозов и других психосоматических заболеваний.

Шаг четвертый

Чем больше ребенок причастен к подготовке к школе, тем больше он будет знать о школе, тем легче ему будет в нее включиться. И родителям будет спокойнее.
Лет с пяти уже можно и нужно разговаривать с ребенком о школе, ее предназначении, школьных правилах с позитивной эмоциональной окраской. Рассказывать о своих школьных успехах и достижениях, ярких впечатлениях из школьной жизни.
Важно и значимо, чтобы родители проговорили ребенку то, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку, имеет право на ошибку и что ошибку можно исправить. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.

За школьными принадлежностями в магазин можно и нужно пойти вместе с ребенком и дать возможность ему выбрать для себя то, что ему понравилось. Заодно рассказать, что и для чего ему там пригодится. Одна мама рассказала историю, что разрешила ребенку купить вместо школьного портфеля чемодан на колесиках, ребенок очень хотел такой чемодан. Это не было сразу принято учителем, родителям пришлось договариваться. Но оно того стоило: ребенок с радостью каждое утро укладывал книги в чемодан и шел в школу.

Готовиться к школе можно с хорошим настроением и сделать из подготовки символический домашний праздник «Скоро в первый класс». С пожеланиями и поздравлениями ближайших родственников и друзей, с интересными играми и сюрпризами.

Шаг пятый

Родителям заранее нужно решить несколько моментов — распределить обязанности семьи по-новому. С поступлением в первый класс жизнь меняется не только у ребенка, изменится привычный уклад всей семьи. И здесь родители могут столкнуться с собственным внутренним сопротивлением — негибкостью, неготовностью менять график жизни, нежеланием принять школьные правила, перестроиться, подстроиться под новый ритм жизни.

Возможно, эти обязанности распределятся по семье равномерно — на папу, маму, бабушку и др. Но очень часто мамы воспитывают детей одни, и для женщины это становится дополнительной нагрузкой. Поэтому нужно рассчитать свои силы и возможности, в том числе материальные (купить школьные принадлежности, форму, рабочий стол, просчитать расходы на проезд и т. д.).

Шаг шестой

Говорят, что дети после детского сада хорошо адаптируются к школе не только потому, что они уже растут в коллективе, общаясь с другими детьми и воспитателями, а потому, что они привыкли к режимным моментом. Но режим в детском саду соблюдается садом, а теперь, с началом первого класса, родителям самим придется соблюдать режим. Первоклассники, традиционно учатся с первой смены. Чтобы прийти в школу к восьми утра, нужно подняться примерно в шесть тридцать.
И начинать нужно ранние подъемы не с первого сентября, а хотя бы за пару недель до начала учебного года. Составить режим дня ребенка и познакомить его с ним тоже следует заранее. Хорошо бы вместе с ребенком оформить и сделать рисунок-таблицу — режим дня.