Много веков назад, впрочем, как и сейчас, воспитание детей играло важную роль в каждой семье. Родители с самого рождения желали защитить своего малыша от невзгод, воспитать трудолюбивыми, умными и вежливыми. Конечно, у наших предков был свой взгляд на воспитание, обусловленными культурой и традициями того времени, в котором они жили. Сегодня, спустя столетия, многие обычаи и обряды в воспитании детей кажутся странными, неуместными, а иногда даже дикими и жестокими. В любом случае, интерес к методикам воспитания многим интересен, а отголоски некоторых до сих пор живут в современных семьях.

В древние времена рождение ребенка было обыденным событием, к нему особо не готовились и воспринимали как данность. При этом любого новорожденного, родившегося с физическим недостатком, могли не задумываясь убить. Если же в семье было много детей, и при этом не было средств прокормить их, новорожденного отдавали в бездетную семью или продавали.

У многих народов, например, ирландских кельтов, галлов, египтян и скандинавов, существовал обычай приносить ребенка в жертву богам. Обычай сохранялся довольно долго, даже в Риме, который считался оплотом цивилизованного мира. Умерщвление младенцев существовало до IV века н.э., и лишь в 374 году н.э. церковь приняла закон, осуждающий убийство законнорождённых детей, при этом убийство незаконных детей было, можно сказать, традиционным до XIX века.

Еще одним методом воспитания было запугивание детей с целью сделать их послушными — перед малышами держали изображения злых демонов, ведьм и прочих существ, готовых их украсть, съесть, разорвать на части при малейшем непослушании и неподчинении.


— AD —

VI- VIII века

В этот период вполне нормальным считалось отказаться от ребенка, даже если он родился здоровым, отдать кормилице, в монастырь, в заведение для маленьких детей, в дом знатных людей в качестве будущей прислуги или в виде заложника. Традиция отдавать ребенка существовала в Англии и Америке до XVIII века, во Франции — до XIX, а в Германии — вплоть до начала прошлого столетия. В конце до XVIII века парижская полиция предоставила ориентировочные данные, что ежегодно в столице рождается более 21000 детей, из них 17000 отдают кормилицам в деревни, 2000-3000 оставляют в доме младенца, около 700 вынянчивают кормилицы в доме родителей и лишь 700 малышей находятся на грудном вскармливании у
собственных матерей!

В это время была популярна вполне законная торговля детьми, это был обычный живой товар наряду с домашним скотом. Если же ребенок оставался в семье, то к нему буквально с рождения относились как к взрослому, а с трех лет он работал в поле или по дому наравне с взрослыми. При этом дети всегда плохо питались, даже если были рождены в богатой семье. В то время считалось, что рацион малышей, особенно девочек, должен быть скудным, при этом мясо надо давать в небольших количествах, а лучше вообще исключить из детского рациона. Со времен Рима дети прислуживали родителям во время трапезы и практически никогда не ели с ним вместе, исключением считались лишь дети членов королевской семьи.
Лишь в девятнадцатом веке эксплуатация детского труда стала осуждаться обществом.

Средние века

В этот период ребенка «начали замечать», немного выделять среди взрослых и даже жалеть. Основная задача родителей Средневековья — слепить из ребенка полезного человека, который сможет помогать в будущем семье как материально, так и физически. У философов того времени очень популярным было сравнение ребенка с мягким воском, глиной или гипсом, которому необходимо придать нужную форму. В то же время появились руководства по воспитанию детей, в католических странах начал набирать популярность культ Девы Марии и младенца Иисуса, а в искусстве появился образ заботливой матери.

В то же время родители с целью воспитания продолжали регулярно физически наказывать ребенка, используя при этом специальные орудия для битья. Это были разнообразные кнуты, палки, хлысты. От побоев не были защищены даже дети в королевских семьях. Дети до XVIII века не были приучены ходить на горшок, вместо этого им ставили клизмы и слабительные свечи, давали рвотное, при этом было совершенно неважно, как себя чувствует ребенок, данная процедура была ежедневной и обязательной.

Врачи того времени были уверены, что в желудке ребенка живет что-то непокорное, злобное и дерзкое, которое заставляет ребенка противоречить взрослым. Подтверждало эту теорию то, что испражнения ребенка плохо пахли и выглядели, а значит, в глубине его организма, откуда эти испражнения вышли, таится что-то негативное.

Для ограничения свободы ребенка взрослые использовали различные приспособления, например, привязывали к стульям, а в младенческом возрасте туго пеленали. Медицинские исследования того времени показали, что такие дети пассивны, у них замедленное сердцебиение, они меньше кричат, больше спят, а значит, доставляют мало хлопот родителям.

В Средние века детей всем классом или даже школой выводили на смертную казнь. Педагоги считали, что зрелище повешения или казни преступника полезны при воспитании детей.

Эпоха Возрождения

Лишь в Эпоху Возрождения педагогика стала набирать популярность, а ее приверженцы начали говорить о том, что детей бить не следует. Родители с этим частично соглашались и… продолжали бить «в разумных пределах».
В это время детей стали воспитывать в родных семьях, отказались от тугого пеленания, пытались наказывать словами, приучали ходить в туалет и заставляли повиноваться не угрозами, а объяснениями.

Некоторые детские врачи добивались улучшений в развитии и воспитании детей, в том числе, и в пересмотре рациона питания, что заметно снизило детскую смертность и послужило основой демографического изменения XVIII века в Европе.
К детям стали относиться с большей заботой и вниманием, в обязательном порядке обучали грамоте, письму, элементарному счету. Даже в бедных семьях родители считали своим долгом дать ребенку начальное образование. В больших семьях старшие дети заботились о младших, часто заменяя им родителей.

Девятнадцатый век

Переломная эпоха в правилах воспитания детей. Теперь задача родителей заключалась не в том, чтобы овладеть волей ребенка, а в том, чтобы направить его на верный путь. Ребенка учили приспосабливаться к обстоятельствам, социализироваться. Отцы стали больше интереса проявлять к собственному чаду, принимая участие в его воспитании и обучении. Задача мужчины была научить сына какому-либо делу, воспитать из него воина, защитника и опору для семьи, в то время как мать учила девочку справляться с хозяйством, рукодельничать и заботиться о других членах семьи.

Прошлое столетие

С середины прошлого века в воспитании детей стал популярным помогающий стиль. Данный способ воспитания основан на том, что ребенок лучше родителя знает о своих потребностях на каждой стадии взросления, при этом задача родителей — прислушиваться к желанию своего чада и помогать его осуществлять.

В воспитании ребенка стали активно участвовать оба родителя. Именно ребенок становится главным в семье, родитель теперь слуга, который находится в полной власти малыша. Детей перестали бить и запугивать, несмотря на их плохое поведение, с ними ведут беседы, стараются во всем угодить и дать только самое лучшее.

История воспитания детей претерпела кардинальные изменения, хотя некоторые традиции прошлых веков дошли и до современных родителей. Но, пожалуй, из всех правил и традиций прошедших столетий можно вывести один, самый главный и эффективный принцип в воспитании — малыш должен быть любим несмотря ни на что!