Многих беспокоит проблема лени, многие пытаются найти ее истоки или эффективный способ борьбы с ней. Воззрения психологов на природу лени очень многообразны.
Некоторые из них считают, что лень — генетически заложенный в человечество предохранитель, сдерживающий излишние амбиции, другие полагают, что это некая сопротивляющаяся сила, имеющая свои причины. Третьи же указывают даже на какой-то мистический фактор, касающийся лени. Наверное, все они по-своему правы и их высказывания имеют свое обоснование.
Психологами почти единогласно выработана классификация причин человеческой лени. Мне представляется, что к детям это имеет такое же отношение, как и ко взрослым.
Во-первых, лень считается двигателем прогресса.
В результате подобного нежелания излишне напрягаться разработаны различные способы и механизмы, упрощающие процесс труда. Конечно, этот пункт, наверное, меньше всего относится к детям, хотя как посмотреть. Во-вторых, лень зачастую рассматривается как защитная реакция организма от умственной и физической перегрузки. У детей это часто встречается.
В-третьих, ленью может считаться и отсутствие всякой мотивации. Ребенок в этом случае вдруг понимает, что движется совсем не туда, куда хотел, или чувствует, что взялся не за свое дело. В-четвертых, ваше чадо просто не хочет менять какую-либо ситуацию или обстоятельства и поэтому «включает» лень. И, наконец, случается, что лень обретает форму тунеядства. Пусть напрягается кто-то другой, а не я. Всем известна «обломовщина», стадия лени, доведенная до абсурда и ставшая стилем жизни.
Но каждого родителя интересует не теория, а то, как практически помочь своему любимому ребенку справиться с ленью. Практически у всех без исключения детей лень проявляется в тот момент, когда просишь ребенка сделать то, что ему совсем не хочется.
Любой мальчик и любая девочка, наверное, никогда не откажутся поиграть, погулять или посмотреть мультики. Хотя и здесь они готовы выбрать то, чего им хочется именно сейчас. Каждый родитель знает по своему личному опыту, что иногда дети с удовольствием выполняют различные задания, чувствуя свое участие, пользу и ощущая себя взрослыми. В этот момент лучше всего заметить, что же конкретно привлекло ребенка и что возбудило в нем желание и неподдельный интерес.
Если папе и маме удастся уловить этот непростой механизм, то с каждым разом подход к ребенку будет эффективнее.
Конечно же, это не «золотой ключик», так как на наших детей каждый день влияет множество факторов. Это и улыбки на лице родителей, и отношения со сверстниками, и просто настроение, а также погода и многое другое. Поэтому зарождение так называемой лени в ребенке происходит в тот момент, когда он сталкивается с трудностями. Известно, что правильное прохождение определенных трудностей — это процесс воспитания. И мы понимаем, что нашим дорогим и любимым трудных моментов в жизни не избежать.
Наверное, абсолютно ленивых детей не существует, просто детям хочется делать то, что интересно, и лень делать, то, что не вызывает интереса.
Большинство психологов, да и сами родители советуют претворять в жизнь различные занятия в игровой форме, будь то подготовка к школе, домашнее задание или заучивание стихов. Знаю по себе, это срабатывает. Неоднократно выполняя с сыном задания по дошкольной подготовке, я устраивал целый спектакль. Например, чтобы научиться читать по слогам, мы собирали все мягкие игрушки, тем самым организовывая как бы класс учеников. И мой ребенок с охотой и энтузиазмом читал слова поочередно со своими плюшевыми друзьями. Естественно, это захватывает и развивает ребенка. Подобных сценариев можно придумать множество и по различному поводу. Когда ваше дитя увлечено, то куда и лень девается?
Однако зачастую уставшие родители не готовы к таким изобретениям. У кого-то просто не хватает фантазии (ведь все мы разные), а у кого-то — терпения. И, действительно, проводить каждое занятие в игровой, причем разнообразной форме, довольно сложно. По этой причине мы сводим весь процесс к простой схеме: «Выполни, а я проверю». А порой и проверять забываем, и это только расслабляет ребенка, показывая ему, что то, что мы требуем от него, неважно для нас самих.
Таким образом, родители собственными руками воспитывают ленивое отношение своих детей к определенным вещам.
Конечно, речь не идет только о выполнении уроков, ведь ленивое состояние (не говоря о явном противлении) присутствует в ребенке, когда необходимо идти в больницу, мыть посуду, умываться, выполнять поручения по дому. Практически всем неохота рано вставать, собирать игрушки, чистить зубы. Несомненно, дети у всех разные, с разными наклонностями и особенностями характера, поэтому одни чада делают какое-то дело с удовольствием, а другие его терпеть не могут.
Наша задача распознать особенности своего сына или дочери, а не сравнивать и грести, как говорится, «под одну гребенку». Часто приходится слышать, как мамаши, обмениваясь впечатлениями относительно своих деток, делают поспешные выводы. Одни, как правило, расхваливают, а другие сетуют, что мой — лентяй, не то, что у вас умница. Так рассуждать совсем ни к чему.
Важно индивидуально воспитывать в ребенке правильное отношение к труду, а не огорчаться или восторгаться их временными успехами и неудачами. Я не говорю об игнорировании подобных моментов. Напротив, справедливое замечание и своевременная похвала создадут со временем в ребенке уверенность в себе, здравую оценку своих возможностей и, тем самым, стремление улучшать то, что получается.
Известно, что лень очень часто сопряжена со страхом. Страх у ребенка зарождается по причине «неподъемного» в его глазах дела, того, что он не умеет.
Возможно, он не хочет переживать неудачу и стеснение в результате невыполнения. Отсюда, — лень, как защитная реакция психики против неудач. Тут ничего не поделаешь, ведь страх необходимо преодолевать, особенно в тех ситуациях, которые неизбежны и жизненно важны. Как помочь в этом ребенку? Задача стоит непростая. Лучший способ — вдохновлять, ни в коем случае не критиковать и пройти трудный момент вместе с ним. Чем больше он будет уметь, тем меньше страхов, а соответственно и лени у него будет проявляться. Ведь страх обычно возникает перед неизвестностью.
На мой взгляд, фактор мотивации является наиболее важным в борьбе с ленью. Дело в том, что отсутствие мотива и цели вызовет нежелание к делу у любого ребенка. Он порой просто не понимает, зачем это вообще нужно? Мы часто слышим от наших деток подобные вопросы. Иногда не помогает даже объяснение, и здесь необходим именно мотив. Общеизвестно, что мотивация — великая вещь.
Мотивированный человек способен на то, от чего раньше бы отмахнулся. Создать в любимом ребенке правильную мотивацию к чему-либо — целое искусство воспитания. Конечно же, в момент, когда ему желанна цель, и речи нет ни о какой лени. Было бы замечательно, если бы так было всегда. Но это и не нужно, главное — не упустить моменты, когда в ребенке можно зажечь, заложить и развить нужный мотив.
Дорогие, избегайте привычной награды за выполненное задание, это не мотивация. Поощрения необходимы, но они должны создавать стремление в ребенке, а не условный рефлекс. Лучше всего подходить к детям индивидуально, ведь каждое чадо уникально, да и мы, родители, все разные.