Как же определиться, что крохе интересно и какой же системе обучения отдать предпочтение? Следует обратиться к трудам более опытных родителей, педагогов, педагогов – тех, кто разработал известные всему миру методики раннего развития детей. Рассмотрим одни из самых известных, их основные принципы, преимущества и недостатки.

Методика Марии Монтессори

Основа воспитания, по утверждению автора, — самостоятельное развитие ребенка. Учитель (родитель) должен только направлять, помогать выполнять определенные действия, если у крохи не выходит. Обязательна самостоятельная уборка малышом всех игровых материалов (цилиндры, дощечки, рамки, карточки с цифрами, шнуровки, кубики) на свои места после игры-обучения.

Согласно данному подходу, для ребенка формируется определенная среда, разделенная на 5 зон, в каждой из
которых находятся игрушки разной тематики: математическая, космическая (биология, география и т.д.), сенсорная (тактильные ощущения, зрение, обоняние и т.д.), практическая (все, что окружает его дома), языковая (чтение и письмо).
Особенность воспитания в этом направлении — поразительная самостоятельность ребенка. Еще крошечка, а уже личность!


— AD —

Преимущества

1. Через изучение различных свойств предметов осваивается речь.
2. Вырабатывает самостоятельность, решительность, дисциплину.
3. Стимулирует развитие логического мышления, способность анализировать.
4. Ребенок воспринимается как личность.

Недостатки

1. Сложно организовать обучение дома.
2. Не развивает творческое мышление.
3. Ребенок не приучен к работе в коллективе.
4. Не подходит для гиперактивных крошек.

Методика Глена Домана

Основной принцип данного подхода состоит в необходимости, прежде всего, физического развития ребенка
с самого момента рождения. Согласно Г. Доману, ребенка с рождения не стоит ограничивать в движениях: никаких пеленаний, можно крутить, вертеть кроху всевозможными способами.
В дополнение к занятиям физическими упражнениями идут занятия с так называемыми карточками Домана. Это обычные картонные карточки, на которых красными буквами написаны слова (для развития речи и письма) или красные точки, количество которых на каждой из карточек соответствует определенной цифре (для обучения математике).
Позже для усвоения энциклопедических знаний используются карточки с изображениями растений, животных, известных людей и даже событий.
Особенность уроков Домана состоит в том, что они длятся до 10 секунд, так как показывать ребенку каждую
карточку нужно в течение 1-2 секунд.

Преимущества

1. Ребенок всесторонне развит (от знания языков до моделей самолетов).
2. Интенсивное физическое воспитание стимулирует работу мозга.
3. Превосходная физическая форма.
4. Учит родителей играть вместе с детьми.

Недостатки

1. Отсутствует творческое мышление.
2. Обучение пассивное (работает только зрительная система).
3. Требует времени для подготовки материала.
4. Нет знакомства со сказками, стихами, песнями.

Методика Н.А. Зайцева

В основе данного учения лежит обучение крохи чтению через звучащие кубики. На каждой грани кубиков Зайцева изображены склады (слоги), которые юный гений сначала произносит или поет вместе с родителями, а после — складывает целые слова и неимоверно быстро учится читать их. Все кубики разноцветные, разные по размеру и каждый имеет свой звук (внутри находятся звукоиздающие предметы). Используются также таблицы и карточки для изучения окружающего мирз и счетные палочки для знакомства со счетом и математическими действиями.
Н.А. Зайцевым также разработаны системы обучения пению, дорожным знакам, каллиграфии и даже английскому языку. Оптимальным возрастом для начала занятий по данной теории является возраст 4-5 лет.
Особенностью методики является ненавязчивая игровая форма проведения занятий, благодаря которым малыш молниеносно овладевает многими навыками, необходимыми ему в дальнейшем.

Преимущества

1. Быстрое обучение чтению и счету посредством кубиков.
2. Задействованы все органы чувств.
3. Развивает способность к самостоятельному принятию решений.
4. Эффективное изучение окружающего мира с помощью карточек.
5. Обучение проходит в игровой форме.

Недостатки

1. Отсутствует творческое мышление.
2. Возникают трудности при переучивании читать в школе не по слогам, а по буквам.
3. Проблемы с письмом в будущем.

Методика М. Шичида

По убеждению Макото Шичидэ, оба полушария головного мозга отвечают за разные навыки ребенка и развиваются в разное время. Левое полушарие активно развивается после 3-х лет и отвечает за логическое мышление и изучение языков. Если же с 3-х месяцев до трех лет родители стимулируют работу правого полушария, такой ребенок будет владеть математическими и музыкальными навыками, фотографической памятью и прекрасно развитой интуицией. Он с легкостью будет осваивать уроки в школе, используя знания, полученные в раннем детстве.
Суть занятий, по М. Шичида, состоит в использовании флеш-карточек с цифрами, буквами, словами, изображениями. Профессором М. Шичида доказано, если все карточки показывать ребенку в быстром, «мигающем» темпе, активизируется работа правого полушария, а если медленно и многократно показывать и повторять суть изображения — работа левого.
Особенностью данного метода является постоянная стимуляция родителями различных чувств ребенка.

Преимущества

1. Развитие уникальных возможностей ребенка.
2. Тесная взаимосвязь ребенка и родителей.
3. Развиваются все органы чувств.
4. Информация, «записанная» в детстве в правое полушария, практически не забывается.

Недостатки

1. Ребенку может надоесть быстрый «мигающий» обучения.
2. Получая все больший объем новой информации, полушарие «стирает» старую.

Методика Б.П. и Л.А. Никитиных

В основе успешного и раннего развития, согласно учению и опыту Б.П. и Л.А. Никитиных, лежит гармоничное сочетание физического и интеллектуального развития, а также непосредственное участие родителей в играх и уроках. Б.П. и Л.А. Никитины настаивают на постоянных занятиях спортом, закаливании, сбалансированном питании.
Основными материалами занятий по этой методике являются кубики, таблички, карточки, задачки на логическое мышление. Особенность данных игрушек в том, что все они требуют достраивания, добавления
недостающей детали, окончания логической цепочки и т.д. Игры настолько разносторонние и многофункциональные, что их можно подстроить под любого ребенка и под любой возраст.

Преимущества

1. Ребенок развит и физически и интеллектуально.
2. Отлично тренирует логику, смекалку.
3. Дает хорошую базу для изучения точных наук.
4. Развивает самостоятельность.

Недостатки

1. Не развивает творчески.
2. Ребенок сосредотачивает внимание только на том, что ему интересно.
3. Требует затрат, времени и места для интенсивных физических упражнений.