Нужен ли дошкольнику компьютер. Какое влияние оказывает компьютер на ребенка


В наш компьютерный век, когда дети чаще играют с виртуальными игрушками, чем с реальными, возникает естественный вопрос — а правильно ли это? И что лучше, развивать навыки малыша с помощью уже привычных методов — кубиков, конструкторов, или следовать за прогрессом, отдавая предпочтение виртуальным программам? Поговорим о том, нужен ли дошкольнику компьютер.


— AD —

Строитель самого себя

Чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на ребенка-дошкольника, давайте сначала разберемся, что происходит в развитии малыша в этом возрасте.

Известный педагог, психолог, врач Мария Монтессори еще 100 лет назад называла дошкольника «строителем самого себя». Это было очень важное открытие, которое подтверждается и исследованиями современной психологии. Оно заключается в том, что в нашей психике не может появиться то, чего бы не было вначале в реальной практической деятельности, деятельности руками, манипуляции реальными предметами.

Человек обладает удивительно длинным периодом детства. Он рождается беспомощным как ни одно другое живое существо. И ему еще только предстоит стать представителем своей культуры. Допустим, щенок, даже если он останется без мамы и будет выкармливаться и воспитываться людьми, все равно вырастет собакой: будет бегать на четырех лапах и лаять. А с ребенком все по-другому.

Как он будет передвигаться, как говорить — и будет ли говорить вообще, даже то, как он будет воспринимать окружающий мир, — все это зависит от условий, в которых ребенок вырастет. Есть достаточно примеров реальных Маугли— детей, воспитанных животными. И если они не попадали к людям в достаточно раннем возрасте, то передвигались на четвереньках и так и не осваивали человеческую речь.

Конечно, для ребенка важен пример окружающих — это источник для подражания. Но при этом еще важнее его собственная деятельность в этом окружении.

Формирование навыков

Ребенок рождается с практически полным набором необходимых нервных клеток. Однако за период дошкольного детства размер его головного мозга значительно увеличивается. Это происходит за счет дополнительных клеток, которые обеспечивают функционирование нейронов, и за счет образования большого количества нервных связей. Дело в том, что при рождении нейроны практически изолированы друг от друга, не все из них функционально зрелы и готовы к работе. Задача мозга — в течение первых трех лет установить и укрепить связи между ними.

В это время клетки детского мозга создают по два миллиона новых связей — синапсов — в секунду!
Чтобы связь образовалась и упрочилась, необходима деятельность ребенка, самые разнообразные ощущения, получаемые и от окружающего мира, и от собственных действий.

Как, например, формируется восприятие размеров предметов? Оно складывается из нескольких связанных ощущений: с помощью глаз мозг получает зрительный образ, с помощью ощупывания руками фиксируются вес и объем. И в результате многократных повторений ребенок может глазами увидеть размер предмета и заранее подстроить движение руки в соответствии с ним.

Чтобы у ребенка сформировалось какое-либо понятие в речи, образ предмета (зрительный, слуховой, тактильный) должен соединиться со звучащим словом. Скажем, понятие «лимон» будет вполне полноценным, только если его удастся подержать в руках, ощутить вес, объем, шероховатость, понюхать, попробовать на вкус.
И узнавание изображения лимона на картинке или на мониторе совершенно не тождественно реальному формированию понятия.

Абстракция и реальность

В Монтессори-методе есть такой материал — розовая башня. С ним работают дети в возрасте около трех лет. Это 10 кубов, размер которых меняется от 1 до 10 см. Из них дети строят башню.

Казалось бы, почему бы не сделать это мышкой на экране компьютера? Ведь есть такие варианты перевода рабочих материалов в виртуальную версию. Но, когда ребенок строит башню «вживую», он не только видит глазами размеры.
Он ощущает объем и вес каждого куба, он тщательно выстраивает их, чтобы конструкция была устойчивой. При этом ребенок открывает гармонию получившейся постройки, ее «равновеликость» с разных сторон, точную последовательность изменения размеров в ряду. И он может построить не только этот ряд, но и любую другую гармоничную, логичную (или не очень!) последовательность.

Изображение на экране монитора — это достаточно высокий уровень абстракции по сравнению с действиями с реальными предметами.

Это замечательный инструмент для работы интеллекта. Вот только дошкольный возраст — это время, когда ребенок занят еще только построением того самого интеллекта, а для этого нужны совсем другие орудия!