Ошибки воспитания детей: особенности поведения ребенка, указывающие на ошибки в воспитании


Родители ежедневно сталкиваются с трудностями, связанными с воспитанием детей. Давайте рассмотрим наиболее распространенные и даже опасные ошибки воспитания детей, выделим особенности поведения ребенка, сигнализирующие об их наличии, а главное — научимся эффективно их исправлять.

Общественное мнение — ориентир и преграда

Родительство — сложнейшая роль для каждого человека. Общество сформировало некий идеальный образ современного успешного человека, при этом весьма противоречивый.
С одной стороны, признается необходимость воспитывать самостоятельную, творческую, ответственную и инициативную личность, маленького гражданина. С другой — обсуждаются риски, подстерегающие на каждом шагу: насилие, наркотики, преступность, информационная агрессия и т.д. Однако неотъемлемой частью жизни семьи остаются окружающие люди, которые испытывают законное недовольство, когда их беспокоят криками, шумом и плохим поведением. Трудно растить свободного человека, умеющего отвечать за свои действия, постоянно напоминая ему: «Не кричи», «Не бегай», «Не трогай», «Не подходи», подчиняясь необходимости спасать его от реальной опасности или недовольства окружающих, а себя — от клейма «плохого родителя».

Не менее сложно удовлетворить потребности ребенка в тепле и общении, когда приходится работать допоздна, чтобы удовлетворить куда более прозаичные нужды: во вкусной и здоровой еде, интересном и полезном досуге, удобной одежде, развивающих или просто желанных игрушках.

Необходимо предоставить ребенку возможность прожить полноценное детство. Но родители часто слышат, что соседская девочка в 2 года уже читает, 3-летний двоюродный братик собирает «Лего» из 1000 кусочков, а племянница дальней знакомой сама научилась писать по-английски задолго до школы.

Родители постоянно находятся перед выбором: контроль или воспитание самостоятельности у ребенка, удовлетворение его матермальных потребностей или потребности в общении, раннее развитие или гармоничное полноценное детство.
Как найти надежные ориентиры, когда в различных источниках освещаются противоположные воспитательные концепции, а советы старших родственников зачастую дискредитированы собственными неприятными переживаниями из детства?

Ваше положительное отношение к родительству, вера в то, что ваша любовь и терпение преодолеют все преграды — залог правильной воспитательной позиции. Однако необходим не только положительный настрой, но и определенные знания и умение применять их в конкретных ситуациях.
В поведении любого ребенка присутствуют сигналы, которые подскажут, что какая-либо из сфер его жизни реализована не полностью.
Обнаружить такие сигналы поможет не только чуткое внимание к ребенку, но и беседа с воспитателем или учителем, имеющими возможность наблюдать своего воспитанника и в игре, и на прогулке, и на занятиях.

Главные ошибки воспитания

Для большей наглядности выделим несколько тревожных тенденций и обозначим их следующим образом (см. рисунок):
«Ошибки ума» — затруднения в процессе воспитания, связанные с определенным дефицитом знаний или искажением представлений родителя о закономерностях развития психики и физиологии ребенка.
«Ошибки сердца» — проблемы, сопряженные с неблагополучием эмоциональной сферы родителей.
«Ошибки дела» — трудности, связанные с неоптимальным поведением родителей в конкретных ситуациях, реакциями на действия ребенка.

Конечно, такое разделение носит условный характер, так как все эти сферы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одни ошибки влекут за собой другие, но успех в любой из них поможет компенсировать проблемы в других.

«Ошибки воспитания ума»

Знакома ли вам такая ситуация: мальчик-дошкольник сидит в группе детского сада или на площадке один, листает книгу и не желает играть с детьми или идти на занятия.
Вид новых педагогов его пугает, вызывает слезы. Уговоры и настойчивое приглашение к участию в совместных делах провоцирует агрессию, раздражение или еще большую изоляцию.

Подобное поведение может быть верным признаком усталости и перегрузки. Как мы можем в этом удостовериться? Попробуйте вовлечь ребенка в игру непосредственно после дневного сна. Если он с большей охотой присоединится к простой и увлекательной игре — знайте, ваше предположение верно, малыш испытывает серьезное утомление.
В чем причина? Современные дети зачастую испытывают высокую нагрузку: помимо сада, посещают несколько кружков, домашние игры подменяются занятиями, не соблюдается режим сна и бодрствования и т.д.

Причин перегрузки может быть несколько: высокий темп современной жизни, желание родителя дать ребенку то, чего был лишен он сам, стремление подготовиться к школе и тем самым предупредить возможную тяжелую адаптацию, а порой — даже самоутверждение за счет достижений малыша. Но «ошибкой ума» здесь является, скорее всего, незнание норм развития дошкольника. Последствиями такой педагогической и психологической непросвещенности могут быть и завышенные требования к самоконтролю ребенка, результатам его труда (рисункам, постройкам) или наоборот — убежденность в том, что неспособность ребенка самостоятельно сходить в туалет, поесть, одеться — это норма для его возраста.

Признаками победы над превратными представлениями о развитии становятся увлеченность ребенка игрой и общением, живой интерес к жизни и ее тайнам, социальная успешность среди детей, устойчивая самооценка, положительное отношение к себе и своим достижениям.


— AD —

Где можно почерпнуть информацию?

Эффективную помощь можно получить, посещая мини-семинары, «родительские школы», просветительские лекции об особенностях конкретного возраста, которые обычно проводятся вначале учебного года в детских садах или центрах психолого-медико-социального сопровождения, имеющегося в каждом районе Москвы.

Полезным может оказаться составление совместно с педагогом-психологом детского сада электронной памятки, содержащей информацию об основных вехах развития, характерных для конкретного возраста ребенка. В них могут быть включены ссылки на важную литературу, а также вопросы, позволяющие сориентироваться в нормативах развития ребенка и адекватности родительских представлений. Также важная информация содержится в письменных консультациях и специальной литературе по вопросам воспитания, которые регулярно составляют педагоги-психологи детских образовательных учреждений и школ (авторы — Ю.Б.Гиппенрейтер, А.И.Подольский, Е.И.Захарова, Е. О. Смирнова, Т. Гордон и др.).
Соблюдайте осторожность и критично относитесь к советам анонимных или неизвестных авторов в интернете и на телевидении.

Для того чтобы определить «круг доверенных лиц» и убедиться в верности выбранного пути — следует получить консультацию у профессиональных психологов в центрах психолого-медико-социального сопровождения, научно-исследовательских институтах и т. п.
Незнание возрастных и психологических закономерностей развития ребенка может привести к нарушениям в его поведении, невротизации, повышенной утомляемости.

«Ошибки воспитания сердца»

Возможно, кому-то доводилось наблюдать ситуацию, когда 4-летняя девочка отказывается выполнять указания и просьбы воспитателя и родителей, делает больно и неприятно другим детям и взрослым, ведет себя крайне эгоистично. «Избалованный ребенок», — предполагаем мы…

Совершенно другая картина: трепетная и ранимая девочка отказывается выполнять любые задания, если есть хотя бы малейшая сложность. Результаты собственного труда почти никогда не удовлетворяют ее, не приносит радости красиво выполненный рисунок, аккуратно убранная комната, интересная поделка: ребенок неуверен в себе, «забит»?

Причиной столь разных проявлений может быть один тип родительских ошибок — чрезмерная сдержанность чувств. Взрослые терпеливо и бесстрастно дают длительные вдумчивые наставления, вместо того, чтобы продемонстрировать свои настоящие переживания по поводу поступка ребенка: возмущение, гнев, раздражение, страх или радость, удовольствие, восторг. Почему бы не отругать ребенка, когда его поведение явно предосудительно или опасно? Почему бы не воскликнуть от души, если ребенок сделал что-то очень хорошо?

Дело в том, что многие боятся напугать своими чувствами ребенка, другие — стесняются делать это публично, не желая быть осужденными или неверно понятыми, третьи — просто не привыкли рефлексировать свои переживания.
Транслировать свои эмоции ребенку важно, особенно в 3-4 года и в подростковом возрасте, то есть в кризисные периоды, когда формируется его самосознание. Трехлетка переживает психологический кризис «Я сам», суть которого заключается в том, что впервые ребенок самостоятельно строит свою личность, стремится определить, какой он, что он может сделать, а чего нет, какие его действия хороши, а какие — плохи.

Нащупывая границы дозволенного и не обнаруживая их, к 4 годам он может стать неуправляемым, а неуверенный ребенок теряется и не понимает — плохой он или хороший. Отсроченное наказание невротизирует ребенка из-за того, что он не может связать ваше поведение со своим. Подросток, переживая переходный возраст, также проходит период «самоконструирования», заново «собирает» свою личность, и ему для этого необходимы понятные и разумные ориентиры.

Демонстрируя чувства и эмоциональное отношение не только к поведению ребенка, но и к различным явлениям жизни, взрослый как будто раскладывает мир по полочкам: вслед за родителем и педагогом малыш научится любить детский сад, животных, окружающую природу, занятия, будет стараться избегать драк, ябедничанья, обижать слабых и т.д. Наиболее доступными могут оказаться доверительные беседы с супругом, которые позволят вам осознать и проговорить подлинное отношение к той или иной ситуации или поступку ребенка.

Более рискованным, но порой и более действенным методом является игра, где каждый из вас мог бы по очереди занять место как непослушного ребенка, так и раздосадованного, раздраженного взрослого. Помните, что поднявшимся чувствам необходимо не только дать выплеснуться, но и успокоиться. Для этого можно сделать медленную зарядку, послушать расслабляющую музыку.

Важно учиться осознавать свои чувства и демонстрировать их ребенку в доступной и безопасной для него форме. Именно эмоции помогут малышу почувствовать, хорошо он поступил или нет, порадовал или огорчил его поступок маму и папу.

«Ошибки воспитания дела»

Описанные проблемы могут привести и к некоторой ограниченности воспитательных воздействий на ребенка. Их очень много, и мы постараемся подробнее поговорить о них в следующих публикациях.
Среди наиболее распространенных проблем — неумение играть с ребенком. Для организации игры необходимо выделить особые время и пространство. Не обязательно отдавать этой деятельности дни напролет, забывая про личную жизнь и карьеру. Достаточно 40 минут или 1 часа в день, но это время должно быть безраздельно вашим — не отвлекайтесь на телефонные разговоры, хозяйственные заботы и мысли о работе.

Игровое пространство также не должно заполонять весь дом. Оно должно быть привлекательным и интересным, насыщенным разнообразными игрушками, а также материалами, позволяющими создавать и преображать окружающий мир. Организовать определенный порядок в этом уголке помогут законы «волшебного мира», выдуманного ребенком совместно с вами. Сюжет игры будет подчинять себе пространство, превращая «хаос» в «космос». Кроме того, такое общение поможет найти общий язык, понять друг друга.
Важными «ошибками дела» являются неумение слушать ребенка, наказывать и поощрять, делегирование чрезмерной ответственности и др.

Большинство проблем поведения наших детей не являются проявлениями ни скверного нрава, ни унаследованных негативных черт кого-то из родственников, ни болезни, ни преступных наклонностей, а лишь сигналом, который дает нам понять, что мы систематически совершаем ошибки — ума, сердца или дела. Их стоит постепенно исправлять и не бояться. Как писал Уильям Ченнинг, «Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед».