Песочница: летняя школа развития. Песочница в жизни ребенка


Ребенок научился ходить, а значит, в жизни малыша, да и мамы наступают долгожданные перемены. Вы вместе расширяете границы вашего маленького мира. Кроха готов дни напролет делать открытия, куда-то идти, узнавать что-то новое. Прошло то спокойное (а вместе с тем и немного скучное) время, когда он просто наблюдал за детьми, сидя в коляске, теперь он сам может стать полноправным участником игр в песочнице, сможет покататься на качелях, скатиться с горки, поиграть с песочком, построить свой первый песочный замок.

Малыш с такими же крохами примерно одного с ним возраста тихонько копошится в песке, а счастливая мама в это время, сидя на ближайшей скамейке, ведет беседу с не менее счастливой женщиной, мамой нового друга ее чада. Идиллия, не правда ли? Но, к сожалению, это только плод нашей неопытной «мамской» фантазии или рассказы идеальных мамочек, которые к нашим детям не имеют никакого отношения.

Когда малыш впервые приходит в песочницу, он попадает в новый для него мир. Естественно, ему необходимо время, чтобы понять, как нужно себя вести, что позволено делать, а чего лучше не стоит, увидеть опасности и понять все прелести песочницы. Как правило, именно поэтому первое время малыш в песочнице ведет себя несколько иначе, нежели дома. Дома он король, вся жизнь семейства крутится вокруг него, его никто не обижает, все игрушки принадлежат только ему одному, не нужно ни с кем делиться, бояться, что что-то могут отобрать, и, главное, в случае чего дома всегда придут на помощь по первому зову.

Ситуация принимает меньшие масштабы, если у малыша есть братья или сестры, близкие по возрасту. Выходя «в свет», он хотя бы оказывается более или менее подготовлен к тому, что на улице действуют немного иные законы, чем дома. А что если малыш — первенец либо старшие дети не близки ему по возрасту?
В этом случае кроха оказывается в новом, совершенно незнакомом ему мире.

В мире, полном тайн и загадок, в мире, где все интересно, но в то же время опасно, ведь все неизвестное пугает. Малышу все хочется потрогать, попробовать на вкус, на прочность, он не знает, как реагировать на те или иные вещи, на поведение незнакомых детей вокруг него.

Поэтому чаще всего ребенок действует, опираясь на внутреннюю интуицию, я бы даже сказала, на инстинкты, заложенные природой, и реагирует на все в соответствии со складом своего характера: кто-то уходит от конфликта, а кто-то, наоборот, становится его причиной.


— AD —

Песочница в жизни ребенка

Песочницы есть практически в каждом дворе, и это неспроста. Казалось бы, для взрослого человека песок — это просто строительный материал, в лучшем случае материал для детских куличиков, а для ребенка — это новый загадочный мир. Из песка можно создать что угодно: красивые замки, скульптуры, животных, а можно испечь торт, либо сварить кашу-малашу.

Песок — это тот материал, который открывает для детей настоящий простор для полета фантазии, предлагает огромное количество игр и положительно влияет на развитие физических и творческих способностей ребенка. Игры с песком служат помощниками в развитии чувствительности малыша, координации движений и мелкой моторики, при помощи песка можно познакомить ребенка с новыми для него понятиями: форма, вес, объем.

При сооружении различных фигур из песка у малыша развиваются воображение и сообразительность. Играя в песочнице, малыш приобретает опыт общения с другими детьми, он осваивает понятия «чужое» и «свое». Более того, давно доказано, что песочные игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи и воображения. Поэтому можно смело сказать, что песочница — это бесплатная летняя школа для развития вашего чада.

Роль взрослого в песочнице

Роль взрослого в песочнице первостепенна. По мере роста и взросления вашего малыша вы всегда были рядом. Вы учили его сидеть, ходить, есть, справлять нужду, здороваться и прощаться с людьми, восхищаться красотой цветов, убирать игрушки после того, как поиграл с ними.
Так почему же, когда малыш оказывается в новом для себя месте и в новой роли, мамы вдруг начинают считать его достаточно большим для самостоятельной игры в песочнице либо решают дать ему возможность самому справиться с незнакомой ситуацией?

Для того чтобы в будущем у ребенка не было проблем с общением, да и вообще появились друзья, его нужно научить дружить и играть с детьми. Да, именно научить. А учение начинается как раз в песочнице, где дети делятся, меняются игрушками либо отстаивают свои интересы — в общем, получают первый опыт межличностных отношений.
Пока малыш не освоился в новой среде, именно мама должна первой проявлять инициативу, начинать общение с окружающими детками, начинать коллективные игры, тогда ее кроха быстрее адаптируется и присоединится к играм.

Когда возникает спорная ситуация, назревает конфликт, именно мама должна своим примером показать малышу, как нужно поступить в подобной ситуации. На первых порах мама, а не ребенок просит поиграть чужой формочкой, именно мама предлагает детям поменяться игрушками и именно мама, видя, что ее малыш отобрал чужую машинку, настоятельно просит отдать ее плачущему малышу (хозяину машинки) и переключает внимание ребенка на что-то не менее интересное.

Важно помнить, что ребенок, не достигший трех лет, не имеет понятий «свое» и «чужое», он в принципе не отделяет себя от той вещи, которая находится у него в руке. Поэтому если вы просите малыша отдать то, что у него в руке, то будьте готовы к протесту. В таких ситуациях желательно всегда иметь под рукой предметы, которые могут переключить интерес малыша.

Помимо игр, песочница — кладезь для развития знаний и умений. Играя вместе с малышом в песочнице, можно лепить куличи, пасхи и наглядно показывать, объяснять малышу такие понятия, как размер и форма. С помощью кукол, машин, фигурок животных можно придумать сюжет для игры и воплотить ее прямо в песочнице. А рисование на песке способствует развитию не только мелкой моторики, но и воображения, что тоже немаловажно.

Правила гигиены

Итак, польза игр в песочнице для детей неоценима, но многие родители все же стараются оградить детей от игр с песком. И совсем не потому, что дети приходят домой с головы до ног в песке и приходится в день по нескольку раз стирать одежду и купать ребенка. Родители боятся опасности, которую может таить в себе песок, в виде кишечных инфекций, глистов и даже химических отравлений (поверьте, в некоторых песочницах помимо окурков от сигарет можно найти и бутылки с неизвестным содержимым, которые как раз будут очень привлекательны для малышей). Поэтому, чтобы у ребенка была возможность познать все плюсы песочницы, родителям нужно обезопасить их от минусов.

Соблюдая эти нехитрые правила, можно помочь крохе совершить большой скачок в развитии, ведь, как известно, детки развиваются лучше и быстрее именно посредством игр со сверстниками.
Ваш малыш становится старше, понятие пространства расширяется, так же как и границы комфорта, расширяется круг его интересов, он уже не привязан к вам, как это было раньше. Дайте маленькому человечку возможность самому познать наш прекрасный мир, который за пределами дома, как правило, начинается именно с песочницы.

Пусть юный исследователь откроет для себя все ее прелести, узнает об ее опасностях, научится дружить с другими детьми. Благо эту летнюю школу развития для ребенка может позволить себе любой родитель, нужно лишь позаботиться о безопасности чада, остальное песочная школа сделает сама! Приятных игр и новых знакомств вашему малышу в песочнице!