Половое воспитание: как научить ребенка любить


Вопросы, связанные с половым воспитанием, обсуждаются постоянно: в каком возрасте оно должно начинаться и кто в нем должен участвовать — родители, учителя, психологи, медики? На первый взгляд, тема не кажется сложной, и в последние годы такие рассуждения стали особенно популярными — многие хотят в них поучаствовать. Но именно при таком уровне обсуждения становится ясно, что как его сторонники, так и противники не вполне представляют себе суть самого понятия «половое воспитание» (подчас сужая проблему до одного лишь ее аспекта — секса). Важность полового воспитания на самом деле заключается в том, что от того, насколько правильным было оно в детстве, зависят гармония и полноценность дальнейшей взрослой жизни человека.

Сам термин «половое воспитание» весьма широк и подразумевает не только физиологическую часть вопроса, но и большой пласт психологических аспектов.
Формирование полового самосознания — обязательное условие взросления каждого ребенка. Полное становление происходит у кого-то в 2 года, у кого-то позже, но к 7 годам каждый ребенок должен осознавать собственную половую роль и без проблем идентифицировать половую принадлежность окружающих его людей.

Важно понимать, что осознание половой принадлежности вовсе не означает только умения различать людей по первичным половым признакам. Человек должен уметь ориентироваться в обществе, анализируя социально-культурные и психологические особенности окружающих, иметь классические представления о женском и мужском начале — фемининности и маскулинности.

Сексуальная функция человека обеспечивает как репродуктивную, так и рекреационную потребность человека, то есть не только осуществляет основную биологическую цель существования, но также служит источником психологического комфорта.
Именно поэтому данной функции сегодня уделяется столько внимания со стороны организаций здравоохранения.

Биологический принцип, лежащий в основе нашего общества, — это двуполость. На самом раннем внутриутробном этапе все люди бисексуальны. Поведенческие особенности человека закладываются на самых ранних стадиях его развития и продолжают формироваться до полного созревания. На ребенка в течение всей жизни оказывают влияние различные факторы — от биологических до социальных, и любое воздействие может повлечь сбой в развитии личности. Если сбой обусловлен физиологией — это исключительно область медицины. В противоположном случае имеют место социальные и психологические факторы, то есть влияние, которое на каждого человека постоянно оказывает непосредственно общество.

Это влияние может быть как положительным, так и негативным, и задача состоит в том, чтобы свести негативное влияние на взрослеющую личность к минимуму, потому что психологическое здоровье обеспечивает здоровье репродуктивное. В современном мире нередки такие явления, как легализованные нетрадиционные или разновозрастные браки, ранняя беременность, суррогатное материнство. Для правильной ориентации в реалиях современной жизни и нужно половое воспитание.

Кто должен заниматься половым воспитанием? Нужен ли такой предмет в школе? Может, это задача исключительно семьи? Или от общества требуется лишь предоставление информации и возможности каждому получать необходимые сведения самостоятельно?

Попытки ввести в школьную программу такой предмет, как половое воспитание, предпринимались не раз. И всякий раз пресекались, потому что предмет и задачи сексуального образования не были согласованы со всеми представителями заинтересованных в этом вопросе государственных и общественных структур. Было много опасений преждевременного информирования детей в вопросах отношений полов, которые могли привести к пагубным последствиям, в то время как главной задачей полового воспитания должна быть помощь в гармоничном взрослении, формирование ответственного отношения к репродуктивному здоровью, создание приоритета ценности семьи.

Конечно, подход к вопросам полового воспитания должен быть персонифицированным.
В основном потому, что затрагивается очень тонкий психологический вопрос, решение которого не может быть для всех одинаковым. Созревание детей одного и того же возраста зачастую идет разными темпами, поэтому одна и та же информация для кого-то будет актуальной, для кого-то уже известной и потому неинтересной, а для кого-то — травмирующе новой.
Неоспоримо, что основным источником полового воспитания являются родители. Сексуальное становление человека происходит в процессе наблюдения за окружающим его миром, и преимущественно родители или другие самые близкие люди являются образцами маскулинности и феминности, а их отношения — образцом межполового взаимодействия. Дети наблюдают за моделью поведения взрослых и так или иначе стремятся ей подражать. Ребенок чутко улавливает нюансы отношений отца и матери, их эмоции, тактильные контакты.

Интимный аспект здесь на самом деле вторичен. В первую очередь ребенок учится умению общаться.
Сексуальные установки — неотъемлемая часть жизни общества. Среди них можно выделить традиционную, направленную на репродуктивный процесс, реляционную — как дополнение к существующим эмоциональным отношениям, рекреационную — сексуальную активность ради удовольствия. Соответственно, в зависимости от того, какой установки придерживается человек, будет зависеть его отношение к различным аспектам половой жизни.

В данном случае речь идет исключительно о чувствах. Но можно ли научить чувствам?
Не только можно, но и нужно. Любовь не может появиться из пустоты. Проявлению эмоций тоже нужно учить, и учить должна мать через свою любовь. Эмоциональность, способность сопереживать — все это дети заимствуют у матери. Если же этого нет, ребенок не сможет самостоятельно воспитать в себе эти чувства.

Поэтому очень важно не дистанцироваться от детей, не бояться дарить им свою ласку, проявлять нежность. Ребенок, не получивший в свое время положительных эмоций от тактильного контакта, став взрослым, будет испытывать сильный дискомфорт от вторжения в свое личное пространство.

А можно ли компенсировать недополученное в детстве тепло в более позднем возрасте? Насколько велико здесь влияние матери?
Всему свое время. В детском возрасте закладывается очень многое. Некоторые вещи, в том числе эмоциональную составляющую, позже компенсировать очень трудно.
Есть такое понятие «холодная мать», то есть мать, которая не получает удовольствия от кормления грудью, не любит ласкать своего ребенка, не проявляет по отношению к нему теплые чувства. Такая ситуация возможна по разным причинам: стремление завести ребенка ради самореализации, или чтобы удержать мужа, или это рождение нежеланного ребенка. Однако все эти пути — тупиковые. Единственная верная мотивация при рождении ребенка — бескорыстное стремление подарить ему жизнь и свою любовь. В противном случае ребенок будет жить с грузом возложенной на него задачи, зачастую невыполнимой, и будет чувствовать себя при этом глубоко несчастным. Ведь ласка, тактильные удовольствия — это то, что затмевает собой даже такую первичную потребность человека, как питание.

Исследователь Гарри Харлоу провел эксперимент при изучении поведения детенышей макак резусов: обезьянок, отлученных от родителей, помещали в комнату, где было два манекена — железный, оснащенный кормящим соском, и матерчатый. Как показал эксперимент, обезьянки ели на железной «матери», а поев, бежали к тряпичной «маме» и почти все остальное время проводили возле этого манекена, то есть они выбрали своей «матерью» не того, кто их кормит, а того, кто дарит им приятные тактильные ощущения.

Этот эксперимент вполне справедлив и для человека. Ребенку жизненно необходима материнская ласка, поэтому если у «холодной матери» не получится перестроиться, ее дети не получат необходимого положительного опыта в раннем детстве, а следовательно, в будущем окажутся социально несостоятельными.

Чем определяется состоятельность или несостоятельность отдельно взятого человека?
Например, тем, удалось ли ему реализовать собственную социальную задачу. Под социальной задачей понимается в первую очередь создание семьи. Проблема крепкой и устойчивой семьи сегодня очень остра. Семья — это основа нашего общества, его базовая ячейка. Раньше она поддерживалась традициями, но сегодня их роль сходит на нет.

Нормы морали также подвергаются существенным изменениям; развод не порицается обществом, расставание не вызывает больших затруднений. И сегодня для поддержания института брака нужны другие принципы. Необходимо воспитывать в людях умение грамотно строить и поддерживать отношения с близкими, добиваться понимания того, что любые долгие отношения, и в первую очередь семейные, требуют больших психологических затрат, толерантности, терпения, знания этики взаимоотношений.

Почему так важно сохранение института семьи?
В первую очередь потому, что наиболее полноценные условия для взросления получают как раз дети, растущие в полных семьях.
В таких семьях, как правило, лучше психологическая обстановка, благоприятный эмоциональный фон, в такой среде ребенку комфортно жить и развиваться. Это не значит, что в случае разрыва необходимо сохранять видимость семьи ради ребенка, — это значит, что оба родителя имеют определенную ответственность перед ним. Эмоциональная составляющая может существовать или нет, но культура отношений должна присутствовать обязательно.

Сегодня многие придерживаются иной точки зрения. К примеру, очень популярен образ жизни, при котором человек постоянно меняет партнеров в поиске некоего идеала.
Конечно, мы не можем отрицать такой выбор. Следует спокойно относиться к любым вещам, которые помогают человеку жить максимально полноценной жизнью. Многие склонны отказываться от каких-либо отношений, реализуя сексуальные потребности при помощи различных приспособлений. Это тоже один из вариантов, который мы не можем отрицать.

Проблема только в том, что человек, выбирающий такие варианты, не реализует себя в семейной жизни и не может быть счастлив с этой точки зрения, то есть по той или иной причине он не в состоянии поддерживать долгие отношения, выполнять репродуктивную функцию, он неадаптирован к семейной жизни. Это чревато тем, что в зрелом возрасте такой человек ощутит неудовлетворенность жизнью, недовольство окружающими, придет осознание собственной неполноценности. И все потому, что важнейшая социальная задача останется нереализованной.

В чем заключается глобальность этой проблемы?
В первую очередь, в ее влиянии на демографическую ситуацию в стране. Рождаемость, репродуктивное здоровье, количество браков и разводов — все это так или иначе зависит от каждого из нас, морального и психологического состояния человека, а это состояние, в свою очередь, — от того, как и насколько он реализовался в жизни. Возможность же реализации во многом определяется воспитанием, полученным в детстве. Как видите, это крепко связанная последовательность.

Добавить остается только одно: любите своих детей. Именно от вас, родителей, напрямую зависят формирование личности ребенка и его дальнейшая жизнь. Особенности сексуального поведения человека обусловлены не только культурой страны и ее традициями, но также культурой внутрисемейной жизни.