Детскую площадку вполне можно рассматривать как крошечную модель общества со всеми его законами и сложностями, где малыш получает первый опыт социализации, вступает в общение с другими детьми, приобретает навыки поведения в коллективе. Это настоящая школа жизни, ее самые первые уроки.
Но зачастую сдавать экзамены в этой школе приходится не только малышам, но и мамам…
Профилактика ссор
Рассмотрим для начала закономерности детского общения. Это знание позволит лучше понять малышей определенного возраста, настроить их на дружелюбное общение.
Взаимодействие самых маленьких.
Детишки, которым годик или два, как правило, еще не способны к взаимодействию. Они с интересом рассматривают других малышей, их очень интересуют чужие игрушки, они с азартом будут играть в песочнице, но не вместе, а рядом. Но постепенно малыши проявляют все больше внимания к другим ребятишкам, тянутся к ним. Их взаимодействие больше похоже на соперничество.
Многие тонкости общения они освоят самостоятельно, чему-то должны научить их мы, внушив, что полноценное общение невозможно без поисков компромиссов.
Совместные игры.
Как же научить маленького человечка общаться с другими детьми? Все элементарно: почаще устраивайте совместную игру малышей во дворе.
Подойдут самые простые забавы: строительство замков, несложные подвижные игры (кошки-мышки, хороводы, «каравай», потопали-похлопали и т.п.).
Это объединит малышей, покажет им, что играть вместе — это весело.
Если к игре подключатся и другие мамы, взаимопонимание будет достигнуто еще быстрее.
Хорошо быть вежливым!
Как правило, малыш, которому исполнилось 2—3 года, уже знает вежливые слова и знаком с некоторыми нормами поведения. Но просто знать – этого недостаточно. Нужно научиться пользоваться этими правилами.
И детская площадка — замечательный плацдарм для таких тренировок. Научите малыша здороваться, когда вы приходите на площадку. Расскажите ему, что своим друзьям по песочнице можно сказать: «Привет!», а вот со взрослыми нужно поздороваться вежливо: «Здравствуйте!», «Добрый день!» Заметили, что малыш пытается без спроса взять чужую игрушку? Примите участие в процессе общения, скажите сыну или дочурке: «Нельзя брать без спроса чужие вещи. Давай вместе попросим разрешения.
Дима, можно Коля возьмет твою машинку? Он не заберет ее насовсем, а поиграет немного и отдаст». Если хозяина игрушки быстро обнаружить не удалось, объясните крохе, что вы не можете взять чужую вещь без спроса. Если при этом ребенок категорически не желает положить машинку или паровозик на место, предложите ему походить по площадке с игрушкой и поискать хозяина, чтобы спросить разрешения. И, конечно же, не забываем прощаться с приятелями и взрослыми, когда уходим с площадки домой («До свидания!», «Пока!», «До встречи!»).
Угроза безопасности
Есть ситуации, когда нужно реагировать быстро.
В руках детей не должно быть опасных предметов: палки, камни, стекла могут стать причинами серьезных травм. Стоит подойти к маме ребенка, бегающего с палкой по площадке, и сказать ей, что подобные предметы представляют опасность не только для других детей, но и для ее собственного чада. Было бы идеально заручиться поддержкой других мам.
Средство от обид
У любого малыша бывают приступы дурного настроения, когда он может случайно обидеть другого ребенка. Пока еще крохе трудно понять, что другой может испытывать боль точно так же, как и сам малыш. Поэтому ударить лопаткой другого ребенка по голове для него примерно то же самое, что в сердцах отшвырнуть в сторону неугодную игрушку. В случае возникновения подобных ситуаций мы спешим малышам на помощь.
Мягко журим обидчика, жалеем обиженного, извиняемся, миримся.
Но так бывает не всегда. Как правило, в любой детской компании на площадке непременно отыщется хотя бы один карапуз, отличающийся весьма непредсказуемым поведением. Он может быть любителем потолкаться, или ударить, или схватить пригоршню песка и бросить в лицо обидчику.
Встречаются и такие, от укусов которых страдают все малыши на площадке. Хорошо, когда мама такого ребенка старается призвать своего маленького агрессора к ответу. Но бывает и так, что мама остается невозмутимой, считая, что дети должны учиться решать свои конфликты самостоятельно.
Как поступить? Прежде всего не нужно выяснять отношений с мамой и особенно с ребенком.
Но повлиять на ситуацию можно.
Попробуйте вместе с малышом вовлечь драчуна в игру: «Давайте бросать друг другу мячик! Ну-ка, побежали, кто быстрее добежит до скамейки! Кто с нами на карусель?» Вынесите во двор флакончик мыльных пузырей или кольцеброс и пригласите ребенка в игру.
Одним словом, преподайте урок доброты и великодушия не только своему малышу, но и маленькому злюке. Не показывайте сыну своего недовольства поведением другого ребенка, не бросайтесь всякий раз на выручку. В некоторых случаях просто наблюдайте. Наличие поблизости такого «агрессора» — это своего рода тренировка для вашего малыша. Пусть учится решать конфликты мирным путем.
А если это не удается, то и дать отпор агрессору.
Если ваш кроха совсем мал, незамедлительно приходите ему на помощь. Но постепенно ваше участие должно уменьшаться, чтобы ребенок учился защищаться самостоятельно.
Мнение специалиста
Общение с людьми имеет значительное влияние на развитие каждого ребенка. И здесь важно взаимодействие как с ровесниками, так и с детьми постарше и помладше. Если ребенок не имеет постоянного контакта с ровесниками, родители должны задуматься над различными предложениями детских кружков.
Приводя ребенка в такой кружок всего на несколько часов в неделю, мы помогаем ему привыкнуть к присутствию в окружении незнакомых ранее людей, учим его самостоятельности, подготавливаем к возможным будущим разлукам, связанным, например, с посещением детского сада.
Прежде всего ребенок учится контактировать с ровесниками, проводить совместные игры, функционировать в группе, соблюдать правила. Несмотря на то что первые минуты в новом месте могут оказаться трудными, следует помнить, что дети остаются под присмотром квалифицированных воспитателей, которые будут помогать ребенку адаптироваться посредством игр, а также будут рядом во всех трудных ситуациях. Необходимо помнить, что дети должны учить и познавать социальные роли, формировать собственную личность, развивать навыки межличностных отношений.
Сердитые мамы
Когда отношения выясняет детвора _ это одно. Но ведь случается, что и мамы ведут себя не слишком тактично и сдержанно по отношению к чужим детям и друг к другу. Но как быть, если чужое недовольство возникает без особого повода? Давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Критика в ваш адрес.
Допустим, кто-то из мам или бабушек (а они это любят) делает вам замечание. Чем вы им не угодили?
Может, разрешили своему ребенку ходить босиком в песочнице или шлепать по лужам… Они считают это неприемлемым в принципе.
Может, еще и потому, что, глядя на вашего ребенка, и их малыши начинают «безобразничать». Ваш внутренний протест «Какое они имеют право меня критиковать, да еще и в присутствии ребенка!» вполне понятен и естественен. Но любой ваш всплеск негодования только подпитает их уверенность в своей священной правоте. Оправдываться не нужно. И пытаться что-то объяснить оппонентам тоже. Постарайтесь сдержать раздражение, улыбнитесь и скажите что-то неожиданное и совершенно отвлеченное от темы: «Здравствуйте! Рада вас видеть!» или «Прекрасная погода сегодня!»
Реакция на ваши слова может быть разной, но в любом случае вы завладеете инициативой.
Критика в адрес ребенка.
Кто-то из мам делает замечание вашему ребенку. Если в действительности ваш сорванец сыпал песок в глаза другим детям, толкался, отнимал игрушки, — мама обиженного малыша права.
В этом случае нужно извиниться за ребенка перед мамой и призвать своего кроху к ответу. В идеале — извиниться и перед «пострадавшим» малышом. Если же вашему крохе делают замечание из разряда «ай-ай-ай, какой ты грязный, зачем ты так испачкался», необходимо немедленно заступиться за малыша! Подобные замечания посторонних могут со временем сделать ребенка неуверенным в себе. Придайте голосу веселость и скажите что-нибудь вроде: «Испачкался? Ничего страшного! А как иначе исследовать окружающий мир? Руки и мордашку отмоем, а одежду постираем!» Так вы сразу отсечете дальнейшие разговоры на эту тему, а малыш получит сигнал: «Все в порядке! Я хороший! Мама на моей стороне!»
«Непробиваемые» родители.
Иногда взрослые, чьи дети обижают других, лишь равнодушно взирают на происходящее.
Если надо, встаньте на защиту своего ребенка. Объясните «шалуну» правила поведения на детской площадке: «Драться нельзя. Отбирать игрушки плохо». Если тот продолжит свои проделки под невозмутимым взглядом мамочки, спокойно пресекайте враждебные действия: если дерется — останавливая его замахнувшуюся руку (но не хватайте ее, прикасаться к чужим детям категорически нельзя), если толкается на горке — твердо скажите «Жди внизу, пока не скатится другой ребенок».
Орущие взрослые.
А вот кричать на вашего ребенка посторонним взрослым не позволяйте никогда! Даже если он действительно набедокурил. Скажите четко, спокойно и твердо: «Если вас что-то не устраивает, скажите мне, и мы все уладим. Но кричать на моего ребенка я никому не позволю!»
Ваше спокойствие и хладнокровие — лучшие козыри в любой конфликтной ситуации! А людей с неуравновешенной нервной системой вокруг хоть пруд пруди…
Не стоит опускаться до их уровня.
Хороших вам прогулок, спокойствия и мудрости!