Право выбора у ребенка: условие полноценного развития и взросления ребенка


Что съесть на завтрак, какую куртку надеть на прогулку, чем заняться в выходные, купить в магазине кашу или мюсли? Иногда ребенку нужно давать возможность самому отвечать на такие вопросы.
Однажды на прогулке мы с сыном встретили соседку. Разговорились и даже немного поспорили. А началось все с вопроса о том, чем я кормлю ребенка на завтрак. Я ответила, что малыш всегда сам выбирает себе блюдо.

— Разве может он в таком возрасте что-то выбирать? — недоумевала соседка. — Я каждое утро придумываю, чем бы порадовать своего капризулю, стараюсь, изучаю рецепты, а он все равно отказывается есть. Я расстраиваюсь, что малыш остается голодным. А ты говоришь «сам выбирает»… Разве ребенок может что-то понимать? Так и вовсе исхудает и заболеет.


— AD —

Завтрак от шеф-повара

У нас все по-другому. Я всегда жду, когда мой кроха проснется. Знаю, что первый вопрос, который он мне задаст: «Мама, а ты кашу уже сварила?»
— Нет, сынок, — отвечаю я, — ведь я не знала, какой кашки тебе сегодня захочется.
Потом мы вместе идем на кухню, он подставляет свой стульчик к шкафу с крупами.

Разглядывает каждую банку и протягивает мне ту, что ему приглянулась. Поверьте, этот вариант очень удобен!
• Во-первых, у малыша с утра хорошее настроение. Еще бы! Ему доверили самому выбрать завтрак для всей семьи.
• Во-вторых, маме не нужно каждый раз придумывать, какой именно вкусный и полезный завтрак приготовить.
• В-третьих, кроха всегда с удовольствием ест кашу, которую выбрал сам.
• В-четвертых, ребенок ежедневно учится делать самостоятельный выбор. Значит, получает дополнительный стимул для развития личности. Этот аргумент последний, но, пожалуй, самый главный.

Я стараюсь почаще предоставлять сыну право выбора. Он сам выбирает, на каких качелях мы будем кататься, какую футболку он наденет в детский сад, во что мы будем играть, когда придут гости.
Соседка же убеждена, что выбор за малышей должны делать родители. По ее мнению, дети успеют за свою жизнь еще не раз ошибиться. Потом, когда вырастут.

Так кто же прав? Должны ли крохи сами принимать хоть какие-то решения и отвечать за них? Или детям достаточно положиться на опыт и мнение родителей?
Психологи считают, что умение делать выбор — необходимое условие полноценного развития и взросления каждого ребенка.

Винни-Пух или Снусмумрик?

Даже у грудничка есть предпочтения, конечно пока неосознанные и необоснованные. Ну а уж ежедневно тренировать умение делать выбор и принимать решения у дошкольника просто обязательно!
Малыш вполне сам может сказать, из какой тарелки он будет есть, какую книжку читать, когда чистить зубы — перед сном или сразу после ужина.

Для того чтобы выбор ребенка становился обдуманным и взвешенным, спрашивайте его, почему он выбрал именно это.
Учите его мотивировать свои решения.
Не думайте, что кроха сразу сможет внятно объяснить вам свои предпочтения.

Помогайте ребенку объяснить свой выбор, первое время подсказывайте. Например: «Я думала, ты наденешь полосатую футболку со Снусмумриком. Наверное, ты выбрал другую, потому что на ней нарисован твой любимый герой — Винни-Пух?»
Обязательно уважайте выбор и объяснения малыша, какими бы нелепыми они ни казались. Не критикуйте ребенка, иначе он в следующий раз просто откажется делиться с вами своими мыслями.

Мама умнее!

Есть родители, которые уверены, что за ребенка все должны решать мама и папа.
При этом они считают, что так будет лучше для малыша. Таким образом взрослые сами отодвигают взросление ребенка. Одни считают, что кроха может делать самостоятельный выбор, только когда пойдет в школу. Другие — когда он ее окончит. В результате оптимальный возраст для тренировки этих навыков упущен. Пятикласснику научиться самостоятельно принимать решения намного сложнее, чем первоклашке или дошкольнику. А из детей, за которых все решали родители, обычно вырастают пассивные, неуверенные в себе люди. Те, которые не умеют выбирать друзей, спутников жизни, работу. Они ждут, когда за них этот выбор сделает кто-то другой. Ведь иначе действовать они не научились.

Исследования психологов подтверждают, что человеку, который не научился в детстве делать выбор, очень сложно потом найти в жизни свое место.

Верные ориентиры

Иногда ребенку непросто определить, чего он хочет сейчас больше. Прокатиться с горки или поиграть в песочнице? Пойти с папой в гараж или остаться с мамой печь пирог? Ведь и то и другое так интересно! Как ему оказаться в двух местах одновременно? Малыш в смятении… Помогите ему.

Подскажите. Например: «Пирог уже почти готов, ты здорово помог мне, замешивая тесто. Теперь можно прогуляться с папой в гараж, а когда вернетесь, мы всей семьей будем пить чай с пирогом».
Но тем не менее выбор должен сделать сам ребенок. Ваша задача — только направить его. И если он все-таки решит остаться с мамой, примите это решение.

Не ошибиться с выбором в более сложной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, привитые родителями.
Чтобы объяснить малышу, что нельзя, например, обижать животных, можно расказать какую-нибудь правдивую историю: «Когда папа был маленьким…» Лучший способ дать верные ориентиры в жизни — добавление в рассказ ситуаций, когда герою нужно сделать моральный выбор.

Истории из собственного детства и сказки намного эффективнее любых поучений.
Родители и сами не должны отступать от своих принципов. Личным примером показывайте малышу, как следует поступать в тех или иных ситуациях.

Работа над ошибками

Если вы хотите, чтобы малыш вырос мудрым, ему необходимо научиться не только выбирать, но и ошибаться. И на этих ошибках учиться. Процесс познания никогда не бывает легким и гладким. Когда кроха учился ходить, он наверняка не раз падал.
Зато понял, как надо держать равновесие.

Конечно, детям нужен присмотр родителей. Но им также необходимо давать возможность изучать себя и окружающий мир посредством ежедневного опыта и ошибок.
Не зря говорят, что опыт — лучший учитель. Пережив что-либо, попробовав, дети никогда не забудут полученного урока. И это эффективнее любого объяснения, которое могли бы дать родители.

Помогите ребенку вырасти сильной, уверенной, ответственной и надежной личностью. Человеком, способным принимать правильные решения, понимать их последствия и отвечать за них.