Ваш малыш дружит с карандашом и бумагой? Что ж, прекрасно! С их помощью вы сможете оценить его душевное состояние.
Малыши всегда стремятся к творчеству: стоит оставить карандаш на столе, как кроха сразу же попытается что-то изобразить.

Психология детского рисунка очень многогранна, однако по мере развития ребенка меняются и его рисунки. Первые опыты (например, изображение человека) не являются наброском с натуры: рисуя по памяти, малыш просто показывает, что он знает или думает об изображаемом предмете. Поэтому человек в профиль будет с двумя глазами — ведь крошка знает, что у людей два глаза, а стало быть, они должны быть нарисованы. На этой стадии развития ребенка еще не приходится говорить о рисунке как способе отражения эмоционального и психологического состояния.

Уже в 5-6 лет даже небольшой рисунок может рассказать очень много о характере ребенка. Исходя из того, что изображение есть отражение внутреннего мира ребенка, вы можете увидеть, каково духовное развитие и состояние малыша, понять, что его заботит, определить, какие складываются у него взаимоотношения с другими детьми.
Рисунок расскажет о типе его характера, подскажет, что именно тревожит малыша.

Конечно, полностью исследовать личность, исходя только из детского рисунка, невозможно, но с помощью этого несложного теста вы сможете узнать больше о внутреннем мире вашего ребенка.
Кстати, если кроха часто показывает вам загадочные и непонятные рисунки и при этом рассказывает о них истории (или разыгрывает ситуацию в лицах) — прекрасно, это свидетельствует о хорошем развитии его творческих способностей. Всячески поддерживайте в ребенке эти начинания.


— AD —

Интерпретация детского рисунка

Чтобы верно расшифровать результаты теста, условно выделите три варианта самочувствия ребенка — нормальное, тревожное и конфликтное. Для нормального психологического состояния характерна оптимистичная жизненная позиция. Для тревожного напряженность в общении, скрытые проблемы со сверстниками и дома. Конфликтное состояние (если вы так оценили большинство элементов рисунка) — это сигнал тревоги. Уделите малышу больше внимания и заботы, поговорите с ним начистоту — может быть, в его жизни произошли какие-то неприятности, ссоры со сверстниками или появилась тайна, о которой он боится вам рассказать?

Попросите кроху изобразить домик, где ему хотелось бы жить, рядом с ним дерево. А теперь внимательно рассмотрите рисунок.

• Собственно дом. Если он изображен большим, значит, кроха открыт для общения, он очень гостеприимен. О тревожном состоянии говорят разные постройки рядом с домиком. Психологи интерпретируют их как скрытый бунт против неверных (с точки зрения малыша) запретов.
Если дом находится вдалеке: ваш ребенок чувствует отверженность. Ступеньки, которые ведут в глухую стену — отражение семейного конфликта, пора принимать меры.

• Стены. Если малыш нарисовал заднюю стену и изобразил ее с другой стороны, — это очень необычно. Похоже, ваш кроха пытается постоянно контролировать эмоции, держит себя в руках.
А вот если у стены нет основы — значит, у ребенка очень слабая связь с реальностью, он пребывает в мире фантазий.
Стена с прорисованным нижним контуром говорит, что ребенок испытывает какие-то трудности, тревогу.
Если при этом боковые линии слишком тонкие возможно, он находится на пике своих нервных сил. Самое время разобраться с ситуацией. Если же стены изображены прозрачными, значит, ваш малыш (возможно, неосознанно) стремится к лидерству в семье.

• Двери. Если они открыты нараспашку — это признак откровенности. Двери нарисованы очень большими — или ваш малыш зависит от других, или он чрезвычайно коммуникабелен.
Отсутствие дверей свидетельствует о том, что дома кроха испытывает трудности в общении. Наличие задних или боковых входов означает стремление к одиночеству, большие проблемы в общении. Если двери изображены очень маленькими — малыш чувствует себя неуверенным, боится перемен, не хочет никого пускать в собственный внутренний мир. Огромный висячий замок на дверях рисуют скрытные малыши, в жизни которых существует тайна, которой он ни с кем делиться не хочет.

• Окна. Ваш малыш нарисовал огромные открытые окна? Значит, он очень коммуникабелен, любит находиться в больших компаниях. Много окон свидетельствует о том, что ваш ребенок хочет общаться со сверстниками, а отсутствие занавесок — полную открытость, такой кроха ни при каких обстоятельствах не станет скрывать свои чувства.
Окна распахнуты настежь?
Ваш ребенок очень прямолинеен. Если занавески закрыты наглухо — у малыша большие проблемы в общении с окружающим миром.
А вот если малыш не нарисовал окна на нижнем этаже, а изобразил их только наверху — это говорит о том, что в жизни ребенка существует пропасть между фантазиями и реальностью.

• Крыша. Если крыша изображена самой жирной линией, значит, ваш малыш неисправимый фантазер и путает реальность и вымысел. А вот если так прорисован лишь край крыши, похоже, ребенок озабочен тем, что его стремление к творчеству не поощряется дома.
Если крыша не сочетается со стенами, значит, кроха не находит себе место в окружающей среде. Похоже, вы в семье уделяете малышу слишком мало внимания.
Когда карниз ярко очерчен и выходит за пределы крыши — ребенок хочет защититься от реальных страхов.

• Труба. Густой дым говорит о внутреннем напряжении, тоненькая струйка — о недостатке общения с родителями. Если труба спрятана за крышей, малыш старается избегать контактов с близкими людьми.

Вот как интерпретируют детский рисунок.
Общее впечатление: ребенок достаточно раскрепощен.
Много больших окон говорит об общительности и желании больше общаться со сверстниками. Дом изображен вблизи — это свидетельствует о дружелюбии ребенка. Однако дым, валящий из трубы, характеризует внутреннее состояние малыша как напряженное.

Элемент „Дерево» и его расшифровка

• Листва. Если ветви направлены вверх — ваш малыш с энтузиазмом берется за дело, а если в разные стороны — ребенок стремится к общению со своими сверстниками, хочет утвердить себя.
Однако, когда ветки смотрят вниз, насторожитесь: это говорит о развитии у малыша депрессивных настроений.
Если вместо привычного дерева кроха нарисовал пальму, значит, он стремится к перемене мест, вам пора собираться в отпуск!

• Ствол. Если он нарисован тонкими линиями, крона — толстыми, значит, ваш малыш отчаянно хочет быть самостоятельным.
Линии кривые — ребенок постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными). Ветви совсем не связаны со стволом — кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в настоящем мире ему многое не нравится. Ствол оторван от земли — малышу нужно больше общаться со своими сверстниками, помогите найти ему круг общения. Если дерево сужается к низу — ребенок чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.

• Прочее. Если малыш нарисовал землю одной чертой — у вас растет настоящий аккуратист, к тому же очень целеустремленный. Земля изображена несколькими различными чертами? Кроха делает все в своей жизни только в соответствии со своими собственными правилами.

Вот как интерпретируют изображение дерева: общее впечатление – ребенок очень любит фантазировать, в его жизни огромную роль играет общение с друзьями и родственниками. То, что малыш нарисовал конкретный вид дерева, говорит о его хорошем развиты!. Кроха дисциплинирован: рисуя, он полностью следовал заданию.

Мамочка — кошечка, папочка — лев

Хотите узнать, как ваш ребенок представляет отношения в вашей семье? Тогда попросите нарисовать его родственников в виде различных животных.

■ Орел — символ силы и свободы. Дети часто выбирают его для изображения мужчин (отца, брата). Отец- орел символизирует деспотическую личность, его авторитет в семье доминирует. Возможно, ребенок его даже побаивается. Если ребенок нарисует себя в виде орла, он мечтает о том, чтобы стать главным в семье.

■ Медведь — может быть злым и добрым. Плюшевый мишка обозначает доброту и нежность, однако массивный гризли с огромными клыками говорит о враждебной персоне.

■ Как известно, рыбы не ас коммуникации. Если ребенок так изобразил своих родителей, то, о духовной близости говорить не приходится. Ребенок, рисующий себя в виде рыбы, „закрыт» для окружающего мира — возможно, из-за конфликтов с родственниками. Также надо обратить внимание на то, какую именно рыбу выбрал кроха: акулу или пескарика.

■ Собака — верная и честная, но и может укусить, и хвост поджать. Зачастую собакой изображают того человека, с кем бы ребенок хотел расстаться.

■ Кошка — шипит или мурлычет? Дети, которые представляют себя кошкой, нуждаются в любви. Родители-кошки — это предмет восхищения детей, иногда дети боятся их (особенно если нарисованы когти).