0-1 год

Первый год жизни ребенка — это время, когда самым важным и нужным для его гармоничного развития является общение с мамой. Мама обеспечивает малышу не только физический, но и эмоциональный комфорт, проявляя заботу, чутко настраиваясь на разные состояния и эмоции крохи. Он чувствует мамину любовь и заботу, у него возникает доверительное отношение к миру вокруг, к другим людям и к себе самому. И он начинает активно познавать мир.

Развивающая среда в это время должна стимулировать зрительное, тактильное и слуховое восприятие ребенка (много интересных объектов вокруг для разглядывания, вызывающих желание рассмотреть, схватить, потрогать, послушать). Хороши также игрушки типа мобиля, простые погремушки и прочие игрушки, которые вызывают у малышей желание экспериментировать с ними.

А вот об игрушках, ограничивающих свободу движений, а значит, и исследования мира ребенка (к примеру, о многофункциональном игрушечном развивающем центре) лучше забыть. Огромный ресурс для эмоционального развития малыша в это период также дает фольклор. Разнообразные потешки, пестушки и прочие забавные игры для самых маленьких («Сорока-белобока», «Ехали мы, ехали в лес за орехами…» и проч.), хорошо известные нашим прабабушкам, стоит взять на вооружение и современным мамам.
Для малышей, начинающих ползать, будут интересны игрушки, которые можно передвигать по полу (игрушки на колесиках, шарики-мячики, катушки и проч.)

Постарайтесь сделать пространство для движения интересным — например, придумывайте полосы препятствий. Для этого можно использовать подушки, невысокие пластмассовые тазики, на которые малыш может опираться и осваивать стояние. Что же касается использования пальчиковых красок и пластилина, то здесь нужно ориентироваться на самого кроху. Если он не тянет в рот эти арт-материалы при первой же возможности, то вы смело можете предлагать ему такие занятия уже с 9-10 месяцев.

Правда, не стоит ждать, что первые опыты будут очень высокохудожественными, но зато новые интересные ощущения своему крохе вы точно обеспечите! Малышей очень радует сам факт оставления красочных следов на бумаге, возможность оторвать кусочек-другой от брусочка пластилина. А вот придумывать сюжет будет мама! Кусочки пластилина могут превратиться в снежинки, пятнышки на спинке у кошки и т.д. Здорово, если сюжет будет основан на уже имеющемся реальном опыте малыша. Сюда же можно отнести эксперименты с сыпучими материалами (крупами, изюмом, мукой и проч.).

1-2 года

Многие годовалые дети проявляют интерес к музыке. С ними сейчас хорошо слушать песни, танцевать под разнообразную музыку. А если обзавестись простейшими музыкальными инструментами (бубен, барабан, ксилофон), то получится настоящий веселый оркестр! Игры малыша на втором году жизни также усложняются. Дети начинают активно интересоваться такими игрушками, как животные, куклы, машинки. Сюжеты пока еще просты.

Он начинает «кормить кашей» кукол и плюшевого медведя, «читать» книгу или журнал, подражая взрослым во всем.
Малыши с удовольствием осваивают разные способы действия с игрушкой.
Задача взрослого в это время – играть вместе с малышом, помогая ему открывать новые способы действия с предметами, а также постепенно развивать сюжет. Также детям в этом возрасте интересны разнообразные пирамидки — как традиционные (колечки разных размеров на палочке), так и состоящие из стаканчиков, дуг и проч. Разнообразны игрушки по принципу матрешки. Очень нравятся малышам игровые панели с колышками молоточком. Интересны будут крохе мягконабивные, обшитые тканью или моющимся виниловым материалом кубики, а также звучащие кубики. С полутора лет дети строят башенки разной высоты из кубиков и с восторгом их разрушают.
Хорошо, если кубики будут разных размеров и форм.

Малыши в этом возрасте с удовольствием возятся в песке, пересыпают его, строят куличики вместе с мамой. Поначалу будет достаточно ведерка и лопатки, ближе к двум годам дети уже используют формочки, ситечки и проч. Малыши постоянно занимаются «научными экспериментами», открывая для себя множество причинно-следственных связей: например, если в сухой песок налить воду, то он станет мокрым. Здорово, когда мама обращает внимание малыша на подобные вещи, давая словесное объяснение происходящему, удивляясь вместе с ним.

Самые обычные вещи — чашки, лопаточки, ситечки, воронки, тряпочки, крышки от баночек, пластиковые контейнеры разных размеров, пустые коробки – можно использовать очень разнообразно: играть с водой, наполнять и высыпать что-то, вкладывать друг в друга, раскладывать по цвету, по размеру.

Дети становятся все более подвижными — это нужно всячески поощрять и развивать. В этом возрасте малышу уже можно приобрести специальный гимнастический комплекс для самых маленьких — «Ранний старт», в котором есть и горка, и турничок, и кольца и который послужит крохе лет до трех.

2-3 года

Начиная с 2-3 лет детей можно и нужно активно привлекать к помощи в домашних делах, например, к накрыванию на стол. Это не только развивает моторику и математические представления (поставить нужное количество тарелок, положить столько же ложек), но и развивает социальные навыки крохи.

Прогулка — чудесное время для наблюдения за природой и знакомства с признаками времен года и погодными явлениями.
Примерно с 2-2,5 года многие сюжеты игр становятся более сложными и разнообразными. А значит, те же машинки, животные, кубики могут быть использованы для создания более сложных и разнообразных сюжетов, увлекательных историй. Дети этого возраста уже могут играть, например, в магазин, устраивать кукольное чаепитие или отправляться в путешествие на поезде. По-прежнему очень важно участие родителя в игре ребенка — это поможет ей стать разнообразнее, полнее и увлекательнее. С детьми этого возраста уже можно играть в такие игры, как съедобное — несъедобное; или бросать друг другу мяч, называя только цветы, или животных, фрукты и проч.

Хороши разные варианты кукольных театров — пальчиковые или перчаточные куклы, настольный кукольный театр. Сейчас ребенок уже может быть не только зрителем, но и участником представления.
Около 2 лет должно появляться много игр для развития мелкой моторики и ловкости. Ребенок уже способен играть с блочными пластмассовыми конструкторами (самый известный конструктор — «Лего», серия от 2 до 5 DUPLO). Он должен быть крупным, с большими деталями. Детям от двух лет также можно предложить штырьковую мозаику с крупными деталями — такие мозаики хорошо способствуют развитию мелкой моторики. Если годовалым малышам нравится втыкать фишки, то детям постарше можно предложить собирать мозаику сюжетно: выложить травку для коровки, цветок, солнышко и т. д. Для развития мелкой моторики также отлично подходят всевозможные игры-шнуровки.

От 3 лет

В этом возрасте ребенок вполне уже может начать посещать детские студии. Это могут быть спортивные и танцевальные секции, студии творческого развития. Занятия в таких студиях должны проходить в увлекательной, игровой форме, чтобы дети не переутомились. Такие студии особенно полезно посещать детям, которые не ходят в садик, — это поможет им легче адаптироваться к коллективу. Сейчас особой популярностью пользуются комплексные развивающие студии — они состоят из нескольких блоков (по 30 минут каждый). Обычно занятие включает в себя такие блоки: творческие занятия (изостудия), физкультурные (фитнес, танцы) и блок развития познавательной сферы (математика, грамота). Очень правильно, когда родители выбирают студии, ориентируясь не на конкретную систему, а на педагогов. Чуткий и творческий педагог способен заинтересовать детей.

Еще одна опасность кроется в стремлении родителей дошкольников усиленно готовить ребенка к искуплению в престижную школу. Его начинают активно «обучать», в том числе чтению, письму и счету, в то время как нейропсихологии настоятельно рекомендуют отложить изучение букв и цифр (графических образов) до 5 лет. Дело в том, что один только процесс чтения является очень энергетически затратным для развивающегося мозга крохи. То есть энергия будет отнята от развития множества других важных функций и навыков, которые в это время должны формироваться. Мотивация к чтению у ребенка, как правило, возникает к 5-6 годам, а раньше этого времени он может читать только механически. Так к этому ли вы стремитесь?

Дошкольное детство — это время сюжетно-ролевой и творческой игры, и только результатом полноценно прожитого игрового детства будет развитое воображение и самостоятельность. В это время для малыша актуальны игры в дочки-матери, семью, зоопарк, войну, настольные игры. Для детей младшего возраста хороши будут простейшие игры-ходилки, домино с картинками, игры на развитие межой моторики типа рыбалки (есть удочка с магнитиком, и нужно приноровиться ею ловить рыбок за железные колечки). Для детей постарше подойдет лото, обычное домино.

Отдельно стоит сказать о мультфильмах и компьютерных играх. В дошкольном возрасте просмотр мультфильмов должен быть строго дозирован. Родители должны помогать своим детям осмыслять происходящие события и сопереживать героям.

Что же касается раннего музыкального развития, то оно хорошо и даже замечательно в том случае, если понимать его как развитие способности чувствования музыки, знакомство с миром звуков. Осваивать нотную грамоту раньше 5-6 лет ребенок также еще не готов, поскольку ноты — это, по сути, те же знаки (как буквы и цифры).

В помощь маме и папе

Если говорить о серии развивающих книг и пособий для совместных домашних занятий с малышом, тут можно порекомендовать серию книг «Школа семи гномов», в которой все пособия разделены по возрастам (Изд. «Мозаика-Синтез».
Посте трех лет малышу уже можно предлагать раскраски для развития мелкой моторики, к примеру «Правильные раскраски» (Изд. «Карапуз»).

Для занятий с детьми от трех лет можем посоветовать серию «Умные книжки» О. Н. Земцовой (Изд. «Махаон»). В серии представлены книжки для развития разных сферу малышей (мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, речи, навыков счета и письма). Они хороши как по содержанию, так и по форме (увлекательны, доступны).
Также для детей от 4 лет есть очень интересные развивающие «рисовалки» (так их называет сам автор): «Прятки-загадки», «Я дрессирую карандаш», «Читалка-рисовалка» А. Голубева (Издательство « Речь»). Задания в этих тетрадках — это в первую очередь увлекательная игра и возможность проявить фантазию и творчество. Также они способствуют развитию мелкой моторики, внимания и мышления.

Детям от 5 лет и старше можно рекомендовать серию «Ступеньки к школе» М.М. Безруких (Издательство «Дрофа»). Это уникальная система развития школьно-значимых функций у детей дошкольного возраста, разработанная опытным нейропсихологом. В комплект входит книга для родителей с подробными рекомендациями.
Занимаясь по книжкам и пособиям с ребенком до трех лет, очень важно ориентироваться на его интерес и внимание: как только он начинает отвлекаться и скучать, стоит прекращать занятия.

Обычно детей в этом возрасте хватает на 10-15 минут, но иногда малыш может с удовольствием выполнять что-то интересное и более длительное время.
В возрасте 4 лет дети могут заниматься уже по 20-30 минут, а в старшем дошкольном возрасте время занятий может увеличиваться до 40-60 минут.

Главное не рекорды, а радость

Да, идеями раннего развития сегодня пропитан воздух каждой второй детской комнаты. Родители, каждый на свой лад, стараются находить время для занятий с ребенком. Но уже сегодня специалисты говорят, что деятельность дошкольника прежде всего должна быть не обучающая, а игровая и познавательная, целью нужно ставить не рекорд, а проявление радости от процесса. Родители, которые стремятся к тому, чтобы ребенок знал алфавит в два года и читал в три, ставят неправильные цели, исходя из собственных амбиций, а не из реальных интересов ребенка. Вы же не станете учить малыша бегать, пока он не научился ходить? Так, может, стоит над этим задуматься и не торопить время, а просто помогать крохе узнавать мир в удобном для него ритме и в удовольствие!