Развитие эмоциональной сферы детей: эмпатия, чувства гордости, стыда и вины у детей


Дорогие родители малышей, сегодня мы поговорим о чувствах. О тех чувствах, которые развиваются у детей раннего возраста в первую очередь.
А для тех, кто удивится и спросит: «Разве это так важно?», — опережая данный вопрос, ответим: «Очень важно!» Ведь в будущем вашему чаду предстоит жить в обществе, среди других людей и взаимодействовать с ними практически каждую минуту своей жизни. Каким будет это взаимодействие — успешным или мучительным? Станет ли ваш ребёнок счастливым или будет чувствовать себя одиноким среди множества людей? И здесь очень важно развитие эмоциональной сферы детей.

Ответы на эти вопросы кроются в раннем возрасте ребёнка и зависят от того, научили ли его взрослые различать собственные чувства и чувства других людей. Маленьким детям свойственен эгоцентризм. Родители с рождения малыша кормят его, носят на ручках и полностью обеспечивают его комфорт. Малыш думает, что так будет всегда. Он растёт, а его требования остаются такими же: принеси, подай, сделай ты (а я пока поиграю). Откуда же ребёнку знать о том, что мама и папа тоже устают, у них тоже может быть плохое самочувствие, а сосед по песочнице расплакался от обиды, потому что у него отняли его любимую игрушку? Эти важные объяснения должны давать родители, начиная с первого-второго года жизни ребёнка.


— AD —

Эмпатия у детей

Итак, среди чувств у маленьких детей одним из первых формируется эмпатия — способность к сопереживанию и сочувствию. Эмпатия знакома ребёнку уже с первого года жизни! В раннем возрасте она носит глобальный характер, так как маленький ребёнок ещё не отделяет себя от окружающих и реагирует на произошедшее с другим человеком как на событие, произошедшее лично с ним. На втором году жизни характер эмпатии меняется. Ребёнок уже понимает, что больно не ему, а другому малышу, но его состояние он воспринимает как своё собственное.

В двух-трёхлетнем возрасте эмпатия проявляется в том, что ребёнок уже может утешить плачущего — гладит его по голове, просит: «Не плачь!»
Малыш уже способен разделить с родителями или сверстниками удовольствие, угостив их конфетой или поделившись своими игрушками.

Откуда берётся эмпатия? Она образуется из распознавания и понимания эмоций. Дети учатся распознавать эмоции ещё в младенчестве, когда мама и папа выражают свои чувства по отношению к ним. Например, мама, наполненная нежностью по отношению к своему чаду, говорит ему: «Я тебя так люблю, так люблю, что сейчас поцелую, поцелую, поцелую!» — и целует малыша в щёчки, ручки и ножки.

Родители, расстроенные поведением ребёнка, показывают ему недовольство, выражая свои чувства словами: «Я расстроилась, потому что ты разбросал игрушки и не хочешь их собирать. Теперь у меня испортилось настроение, и я не могу с тобой играть, пока мы не приберём в комнате».

Или: «Я обиделась, потому что ты кидался игрушками и попал в меня. Мне больно. Теперь я не могу продолжать читать тебе книжку». Подобными объяснениями мать учит ребёнка обращать внимание на то, как его поведение отражается на окружающих. И тем самым стимулирует ребёнка исправить своё поведение поступками.

Так, в первом случае мать предлагает малышу убрать игрушки на место: «Ты наведёшь порядок в комнате (имеется в виду с помощью мамы), у меня поднимется настроение, и я с тобой поиграю». Во втором случае мать призывает малыша извиниться за причинённую ей боль, пожалеть её и больше не кидаться игрушками, если в комнате есть другие люди. Точно так же родители объясняют ребёнку эмоции других людей: «Видишь, девочка плачет. Она расстроилась, потому что с ней не поделились игрушкой. Давай порадуем её, предложим ей наши игрушки. Что ты можешь дать ей на время?» Подобные объяснения развивают в ребёнке чуткость, умение сопереживать, стремление помогать другим.

Читая с малышом книгу, родители таким же образом объясняют ему рисунки в книжке. Например: «Мишка топнул ногой, потому что рассердился. Посмотри, какое у него сердитое лицо: брови нахмурены, рот приоткрыт». Или: «Зайка расстроился. Видишь, у него грустное лицо и слёзки на щёчках».

Внимание!
Важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребенка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, позже — к 7-8 годам — формируется совесть, и к 12-летнему возрасту — умение любить.
Общайтесь со своим крохой, выражайте свои эмоции и чувства, называйте их словами и объясняйте, почему они возникли. Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…). Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того, чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс. Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание.

Эстетические чувства у детей

К трём годам дети эмоционально реагируют на звучащую музыку, различают грустную и весёлую мелодии. Всё красивое вызывает у них радость и восторг.
Важно обращать внимание ребёнка на красивый пейзаж, красоту природы, приятную мелодию. Развивайте в ре- бёнке эстетические чувства с помощью творческих занятий (рисование, аппликация, музыка).

Внимание!
Отсутствие у ребенка эстетических чувств приводит к неполноценному развитию личности, к неспособности в будущем обрести внутреннюю гармонию, выстроить полноценные отношения с окружающим миром, наслаждаться его культурными и духовными ценностями.

Чувства гордости, стыда и вины у детей

Вначале у ребёнка формируется чувство гордости за свои достижения, позже — чувство стыда. Предшественником чувства стыда является смущение. Дети старше двух лет способны испытывать смущение (или стыд) при порицании их действий взрослыми.
Формирование чувства гордости и вины начинается в раннем возрасте и заканчивается в дошкольном. Эти чувства вырастают из представлений ребёнка о себе, как о плохом или о хорошем мальчике или девочке.

Внимание!
Маленькие дети не знают, какие они – хорошие или плохие. Об этом им рассказывают окружающие взрослые. Плохих детей не бывает! Все дети иногда плачут, капризничают, плохо спят и т. д. Чаще хвалите малыша за хорошие стремления, инициативу, самостоятельные поступки. Это будет стимулировать его к проявлению наилучших качеств.
Если же хороший ребенок постоянно будет слышать о том, что он плохой, вредный, противный — в конце концов, он таким и станет. Не зря говорят, «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Если ребёнок в чём-то провинился, не называйте его плохим, лучше скажите, что это был плохой поступок, и помогите ребёнку его исправить. Если у малыша есть дурная привычка, скажите ему, что такой хороший мальчик (или хорошая девочка) должен избавиться от такой плохой привычки.

Чувство гордости закрепляется в ребёнке с помощью родительского одобрения и похвалы. В дальнейшем из него вырастает чувство самоуважения и собственного достоинства. Ребёнок, которого не хвалили, не подбадривали, не поощряли, всегда будет довольствоваться самым малым, ведь ему незнакомо чувство гордости и собственного достоинства.
Исследования учёных показали, что первоначальные детские переживания чувства гордости крайне неустойчивы, они возникают во время поощрения ребёнка взрослыми и исчезают, если поощрения не повторяются.

Если же положительная оценка действий ребёнка повторяется постоянно в течение длительного времени, то чувство гордости за себя закрепляется и становится постоянным качеством. На основе этого у ребёнка формируется потребность в получении положительной оценки взрослого, стремление поступать хорошо и, как итог, развивается чувство самоуважения и собственного достоинства.

Кризис трех лет

Дорогие родители, поскольку в данной статье я делаю акцент на раннем возрасте ребёнка, хочу обратить ваше внимание на кризис трёх лет. В это время у ребёнка формируется самосознание, он начинает отделять себя от взрослых, к нему приходит понимание того, что у него есть свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых, и он требует от родителей осуществления этих желаний.

О кризисе трёх лет подробнее мы поговорим в следующий раз. Сейчас я завела об этом разговор, чтобы акцентировать ваше внимание на том, что данный кризис обостряет чувства малыша до предела.
В результате он становится более восприимчивым к чувствам других людей.
Это благоприятный период для того, чтобы научить ребёнка беречь близких, мысленно ставить себя на их место, понимать их чувства, уважительно относиться к их желаниям.

Во время кризиса трёх лет в результате своего несносного поведения ребёнок впервые обособляется от других людей и получает горький опыт реакции окружающих на своё неподобающее поведение. В результате он обучается действовать приемлемыми для общества формами. Например, вместо того чтобы драться, плеваться и кусаться, отбирать чужие игрушки, ребёнок научается сдерживать свои эмоции, облекать их в слова, меняться игрушками, ждать и уступать. Но это получится у него не сразу.

Даже если он понимает, что так делать нельзя, всё равно делает. А потом горько плачет от обиды.
Обиженного малыша нельзя оставлять одного надолго. Взрослый обязан объяснить ребёнку, что произошло, что чувствовал он и что чувствовали другие люди. Именно взрослый должен найти выход из сложившейся ситуации и научить ребёнка прощать, уступать, извиняться за своё поведение, договариваться мирным путём, находя компромиссы.
Ребёнок, обучившийся этому искусству, легко вливается в общество сверстников, приспосабливается к детскому саду и к школе.

Дорогие родители, завершая разговор о развитии эмоциональной сферы детей, ещё раз призываю вас — учите своих детей различать их собственные эмоции и чувства окружающих людей.
В будущем это привнесёт в их жизнь гармонию и поможет обрести счастье.
И пусть у ваших детей, как говорил Ушинский, сердце будет умным, а ум — добрым!