Роль родителей в развитии ребенка: общаемся и развиваемся


Наверное, только малыши способны вызывать у взрослых самую настоящую счастливую улыбку. Они смешат нас своими действиями — забавным коверканьем слов или неуклюжими движениями. Дети дарят нам драгоценный фантик от конфеты или хотят пожалеть, ударяя своими ручками и ножками; а может, выражают симпатию, кусаясь и дергая нас за волосы. Разве не чудо наблюдать, как быстро растет и кардинально меняется ребенок в первые годы жизни?..

Конечно, маленькие дети развиваются очень быстро. Они схватывают знания на лету, запоминают все, что слышат и видят, причем как хорошее, так и плохое. Информация, которую они получают, крепко отпечатывается в их подсознании, и в один прекрасный день ребенок, молчавший долгое время и не произносивший внятных слов, вдруг скажет что-то точь-в-точь так же, как рассказывалось ему в свое время и много раз повторялось. Такая запоздалая реакция вполне понятна, ведь мы начинаем развивать в нашем ребенке речь задолго до того, как он будет способен выговаривать какие-либо звуки и слова.

Способность ребенка с жадностью впитывать всю поступающую к нему информацию объясняет тот факт, почему психологи советуют отдавать детей во всевозможные кружки с самого раннего детства — это могут быть танцы, пение, изучение иностранного языка, рисование или гимнастика. Психика малышей — настолько гибкий инструмент, что они прекрасно поддаются обучению.

Однако помимо кружков и специалистов есть люди, закладывающие в ребенка фундамент, на котором будет строиться его дальнейшее развитие, и, конечно же, эти люди — его родители. Роль родителей в развитии ребенка просто огромна. От того, как занимаются со своим малышом мама и папа, зависят его восприятие окружающего мира, речевые навыки и общий уровень развития.

У малышей в период от момента рождения до дошкольного возраста есть ряд психологических особенностей. Во-первых, для них характерно рефлекторное познание мира. Если ребенок плачет — к нему приходят родители, поэтому он использует этот рефлекс для привлечения внимания. Во-вторых, в этом возрасте ребенок находится в стадии подражания — он копирует звуки, мимику, жесты, буквально схватывает все за секунды!

Заметим, что сначала дети воспринимают именно жесты, а только потом запоминают слово, которое сопровождает этот жест. В первые месяцы и годы жизни они способны осваивать лишь наглядную информацию, у них пока что не получается мыслить абстрактно. В этом возрасте малыши произносят свои первые слова, поэтому очень важно, как вы подготовите их к этому. Конечно, в этот период на ребенка оказывают влияние окружающие его люди и предметы — родные, которые с ним живут и которые приходят в гости, другие дети в яслях и детском саду, педагоги, а также телевизор, мультфильмы, игры…

Итак, несмотря на то, что новорожденные много спят и пока еще совершенно беспомощны, родители уже должны начинать общаться со своим ребенком. До года у малыша развиты зрительный и слуховой рефлексы, а значит, он может узнавать своих близких, следить взглядом за тем, что вы делаете или показываете ему. Ребенок хорошо реагирует на звуки, его внимание можно привлечь манерой говорения — громкой или тихой, с растягиванием звуков или их сокращением… Малышу можно предлагать разные предметы, с тем чтобы он запоминал их и привыкал к ним, тогда при виде знакомой вещи он будет заинтересованно следить глазками за траекторией движения данного предмета. Одно из главных правил при занятиях с детьми в любом возрасте — вызвать в них живой интерес к тому, что вы делаете, иначе у ребенка не будет никакой мотивации.

У новорожденных свой метод общения с родителями — крик. Он кричит, когда хочет кушать или спать, если у него что-то болит или он чувствует дискомфорт. Плачем он привлекает к себе внимание. У малыша вырабатывается рефлекс — ведь каждый раз после крика прибегает мама. Даже самые маленькие уже начинают хитрить и иногда вызывают свою спасительницу без особого на то повода, просто чтобы мама была рядом.

Заметим, что образ мамы для младенца очень важен — ведь это тот человек, с приходом которого все становится хорошо.
Мама кормит, берет на руки и убаюкивает, разговаривает и поет песенки. Можно сказать, что в первые месяцы жизни мама для малыша — один из главных рефлексов.

Не забываем, что нам необходимо постоянно разговаривать с малышом — комментировать все действия, называть предметы, спрашивать у него что-то и самим же на это отвечать. Ребенок воспринимает речь по интонации, решает, нравится она ему или нет, запоминает голоса родных. Дети, которым около 3-5 месяцев, уже хорошо следят за предметами, поэтому почаще показывайте им окружающие их вещи, повторяйте их названия. Важное место занимает мимика взрослого. Корчите рожицы, смейтесь, выпускайте воздух изо рта или же, наоборот, набирайте его в легкие, показывайте язык, широко открывайте глаза или жмурьтесь — все это развеселит ребенка и вызовет в нем желание повторять за вами. Детям также очень нравятся подражающие звуки: например, когда вы что-то подбрасываете вверх, то говорите «ух!», а когда что-то бросаете вниз — «бах!».
Становясь постарше, ребенок начинает подражать более сложным звукам. Например, на вопрос: «А как мяукает кошечка?» — малыш отвечает: «Мяу!».

Проводите с детьми гимнастику речевого аппарата. Эту процедуру советуют даже взрослым, у которых наблюдаются проблемы с речью. Такие упражнения помогут разработать язык и челюсть, что впоследствии избавит ребенка от картавости и других дефектов. Вместе с малышом вы можете активно шевелить губами, округлять их, плотно закрывать и максимально широко открывать, облизывать их языком.

Что касается языка, то его надо высовывать, двигать им в разные стороны, вверх и вниз, шипеть, зажимая его деснами, а дети постарше уже могут это делать первыми зубками. Надувайте щеки, сдувайте, двигайте челюстями… Вот увидите, как это развеселит малыша и как он, словно обезьянка, начнет вам подражать! Вы можете строить ребенку рожицы и гримасничать.
Повторяя за вами, ребенок будет развивать не только речь, но и мимику лица.

Поскольку ребенок тонко чувствует интонацию и силу голоса, особенно полезно включать ему музыку — будь то просто мелодия, или песенка, или аудиозапись стишков… Возможно, это позволит вам выявить в ребенке музыкальный слух.
Уделяйте внимание моторике, ведь у детей развит хватательный рефлекс, и игры на пальцах будут важным компонентом занятий речью: так вы выучите говорящие жесты. Простейший пример такой игры — показывать пальчиком на что-то, называемое взрослым. Не забывайте массировать своему малышу ладошки — это подарит ему хорошее настроение и принесет пользу.

Дети постарше начинают «агукать», что является своеобразным способом разговора с родными, только теперь, в отличие от новорожденного, он может выражать эмоции — смеяться или хмуриться. Задача мамы — повторять эти звуки вместе с малышом, давая ему понять, что она прекрасно знает, о чем он ей сообщает.

Чуть позже дети начинают произносить звуки, говорить первые слова, зачастую исключительно своего «изобретения», напоминающие лепет. Однако, если мама не понимает, чего ребенок хочет, он находит верное слово. Часто бывает так, что родители быстро ориентируются в том, что надо ребенку, не позволяя ему приложить усилия, чтобы найти способ выразить свое желание, и тогда дети начинают лениться. Поэтому не помешает иногда и схитрить, сделав вид, будто вы не слышите свое дитя или не понимаете его лепета, — это поможет ребенку высказать свои мысли «взрослыми» словами.

Как видим, в первые годы жизни ребенка главную роль в его развитии играют родители. В этот период очень важно дарить малышу свою любовь, заботу и внимание.
Постоянное общение наладит тесный контакт между вами и вашим ребенком, а также станет основой для его развития.