Школьные программы обучения: список учебников, минусы и плюсы, отзывы родителей


Над выбором школы родители начинают ломать голову задолго до того, как ее двери в первый раз откроет маленький ученик. Но даже сегодня не все знают, что важным фактором при этом должна стать обучающая программа, принятая в том или ином образовательном учреждении. Ведь в самых младших классах важно не только, что преподают, но и как…

Процесс обучения в начальной школе выстраивается в соответствии с образовательной программой — она может быть принята как для всего учреждения, так и для отдельного класса. Сегодня все программы направлены не только на обучение конкретным навыкам, но и на развитие качеств личности ребенка.

Это умение планировать и добиваться результатов, рассуждать и аргументировать свою точку зрения, быстро и эффективно находить информацию, выделять главное, самостоятельно принимать решения, уважать чужую точку зрения. Программы, которые этому способствуют в большей степени, позиционируются как развивающие. Как далеко ушли они от традиционных методик (тоже претерпевших определенные изменения)? Выясняем!

Традиционные программы

«Школа России»

Название говорит само за себя — в основе этой программы лежат лучшие традиции отечественной школы.
Особый акцент делается на духовно-нравственном развитии подрастающего поколения (и патриотической его составляющей в том числе). Как правило, эту программу большинство учеников начальной школы осваивают без проблем. Если будущий первоклассник только начинает читать (или имеет логопедические проблемы), а родитель ожидает, что ребенок самостоятельно будет справляться со школьной нагрузкой, можно делать выбор в пользу «Школы России».

В то же время эта программа для хорошо подготовленных детей будет простовата с точки зрения математики, и, чтобы поддержать интерес к предмету, им могут потребоваться дополнительные занятия. Самый распространенный миф, касающийся «Школы России», звучит так: программа устарела. Спешим успокоить: напротив, она многократно обновлялась, дополнялась и совершенствовалась.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука (В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская) и русский язык (В.П. Канакина, В.Г Горецкий)
  • Математика (МИ Моро, СУ. Волкова)
  • Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова)
  • Окружающий мир (А.А. Плешаков)

Говорят родители: «Программа продуманная и адаптированная по нагрузке. Обучение последовательное и логичное (сейчас это редкость!). Дети спокойно и с удовольствием учатся, а не чувствуют себя неудачниками. Есть мнение, что учебники Моро и Волковой – для среднего уровня. Но эта математика схожа с нашей старой доброй «советской». Вообще считаю, программа дает хорошую базу, которую, если так уж хочется, можно как угодно дополнить и разнообразить». Алексей, папа Бориса

«Слабая программа! Если хотите «зажечь» ребенка учебой и гарантировать ему качественное образование, «Школа России» — точно не ваш вариант». Ангелина, мама Степана

«Начальная школа XXI века»

По этой программе сегодня учится большинство школьников в России. Один из ее самых главных принципов (и, кстати, непременное условие обучения): содержание и степень трудности материала должны соответствовать возрасту и возможностям восприятия ученика. Программа достаточно насыщенна. Основной принцип: не пассивное восприятие информации, а активное ее исследование.

Много внимания уделяется развитию воображения и творческой жилки: детям предлагается дорисовать рисунок, досочинить сказку и т. п. Педагоги отмечают хороший подбор текстов по русскому языку и чтению. Программу «Начальная школа XXI века» можно спокойно выбирать для детей, которые уже хорошо читают, любят решать задачи, хорошо ориентируются в числах не только первого десятка, имеют высокий уровень речевого развития и физически крепки.

Список учебников для первого класса:

  • Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) и русский язык (СВ. Иванов, А.О. Евдокимова)
  • Математика (В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова)
  • Литературное чтение (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)
  • Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова)

Говорят родители: «Непонятно, за что именно этой программе дали премию Президента РФ — самую престижную награду в области образования. Системы отработки и закрепления материала в классе нет: пришлось нанять репетиторов по английскому языку и математике. Зачем проходить умножение в первом классе?! Татьяна, мама Александра

«Первый класс был достаточно расслабленный, а вот во втором объем материала и заданий прилично увеличился. Уроки дочь всегда делает сама, а мы вечером только проверяем (при этом иногда удивляют ее нестандартные решения задач). Может, дело в организации дня или в соответствующем настрое на обучение? Так у нас с этим проблем нет, и все отлично». Тамара, мама Эльвиры

«Школа 2100»

Одна из самых противоречивых программ (по мнению как родителей, так и педагогов) по сути до сих пор является экспериментальной. «Школа 2100» предполагает непрерывное обучение детей от младшего школьного возраста до окончания старших классов. Учиться надо много, а главное — быстро. Обучение разностороннее, а это значит, что контрольные по музыке и проверочные по рисованию обеспечены.

Обучающие пособия и тетради красивые и красочные, что обычно очень нравится младшим школьникам, но каждый учебник разбит на несколько отдельных книг. С одной стороны — легкий портфель, с другой — невозможность обратиться к пройденному материалу, если возникла необходимость.

Список учебников для первого класса:

  • Букварь и русский язык (РН. Бунеев, Е.В. Бунеева)
  • Математика (ТЕ. Демидова, С.А. Козлова или Л.Г Петерсон)
  • Литературное чтение (РН. Бунеев, Е.В. Бунеева)
  • Окружающий мир (А.А. Вахрушев)

Говорят родители: «Информация подается по-новому, не так, как мы привыкли.
Честно скажу, что в первом классе уроки мы делали по три часа, но потихоньку все пришло в норму. Математика не очень сложная, русский — тоже. Хотя вот к концу второго класса они уже закончили таблицу умножения — кто-то скажет, рано… Учебники – просто идеальные, намой взгляд». Елена, мама Игоря

«Однозначно программа не для всех! Темы проходятся быстро:3-4урока — и новая. А после них — проверочные, самостоятельные, диктанты. Толком не могу помочь с домашним заданием — ну не понимаю я странную логику авторов учебников!» Анжелика, мама Веры

«Гармония»

Упор на разностороннее развитие личности (логика и интеллект + воображение и творческое мышление). Уроки часто выстроены таким образом, что дети должны не просто выслушать и вызубрить правило, а дойти до него собственным умом.
Большие вопросы вызывает методика преподавания русского языка — в первом классе он начинается с фонетики.

Транскрипция («заиц», «йа». «качаюца») и «окошки», которыми учителя предлагают замещать в процессе письма сложные места, тревожат родителей — как-никак после 4-го класса их детей ждет «традиционное» правописание. По математике большой упор делается на развитие логического мышления. Все книги включают в себя методическую часть, прочитав которую родители могут помочь ребенку в освоении материала — это плюс.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука (Н.М. Бетенькова, В. Г Горецкий) и русский язык (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
  • Математика (Н.Б. Истомина)
  • Литературное чтение (О.В. Кубасова)
  • Окружающий мир (ОТ. Поглазова, В.Д. Шилин)

Говорят родители: «Выпустились в этом году из начальной школы, где была программа «Гармония». Математика — средней сложности. Понравилось литературное чтение, но читать надомного. Самое ужасное — это транскрипщя. Я дружу с русским языком, поэтому стараюсь восполнять пробелы у сына. Но моя ли это работа? Марина, мама Ивана

«Дочка заканчивает второй класс по этой программе. Ничего сверхъестественною не задают — все в рамках возраста. Вообще, может, все от учителя зависит? У нас потрясающий педагог». Алина, мама Анастасии

Развивающие программы

Программа Л. В. Занкова

Программа Леонида Занкова, названная в честь выдающегося советского психолога, была введена в качестве вариативной системы начального образования в 1995-1996 годах.
Больше подходит для ребят с математическим складом ума (и хорошей дошкольной подготовкой!). Одно из основных положений: в учебе нет «главных» и второстепенных предметов (т.е. ценность математики и ИЗО должна быть одинаковой). Предполагается, что большое количество материала будет осваиваться вне стен класса, и младшеклассникам при выполнении домашних заданий потребуется помощь родителей.
Учебники не имеют раздела «Повторение»: считается, что подаваемая ученику информация должна постоянно обновляться.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука (Н.В. Нечаева) и русский язык (Н.В. Нечаева, С.Г Яковлева)
  • Математика (И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина)
  • Литературное чтение (В.Ю. Свиридова)
  • Окружающий мир (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)

Говорят родители: «Если у вас есть знакомая учительница, которая давно работает по ней, идите не раздумывая! Сейчас сын закончил «по Занкову» начальную школу, и я очень довольна. Но у него математический склад ума, может, поэтому и справлялся. Хотя изучение математики там чудное: никаких цифр, только полосочки, веревочки, одни иксы да игреки. Татьяна, мама Глеба

« На выполнение домашнего задания уходит весь вечер, а утром — в школу, и так день за днем. Согласно программе Занкова вы должны учиться вместе с ребенком, так что подумайте, стоит ли усложнять себе жизнь!
А еще я бы дал авторам учебников главный приз в номинации «как простое сделать сложным» — в любом учебнике нагромождение лишней информации, понять которую 8-летнему ребенку просто не под силу. Это, например, про изучение падежей во втором классе. А когда встал вопрос о смене школы, оказалось, что по некоторым предметам мы не дотягиваем даже до «средней» «Школы России». Это ли не показатель эффективности обучения «по Занкову»?» Владимир, папа Василисы

Программа Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова более 40 лет. Проходит под девизом «Тише едешь, дальше будешь». Очень большое внимание в программе уделяется теории (объяснению, обсуждению, дискуссии), а значит, на выходе из начальной школы ученик должен вынести не просто набор правил, а умение самостоятельно мыслить и решать задачи.

Правда, способы могут быть самые нестандартные — сточки зрения авторов методики, это не ошибочные суждения, а «проба мысли». Таким образом, упор делается не на полученные знания, а на способ их достижения (он ценится выше). При этом уровень подачи материала по системе Эльконина -Давыдова высокий. Отсутствует обычная система оценивания. Считается, что учеников должна мотивировать не запись в журнале, а личный результат. Пропагандируется учеба не ради отметки, а ради знаний.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука и русский язык (ВВ. Репкин, Е.В. Восторгово)
  • Математика (В.В.Давыдов, С.Ф. Горбов)
  • Литературное чтение (Е.И. Матвеева)
  • Окружающий мир (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева)

Говорят родители: «Не пошли учиться по Эльконину — Давыдову — испугались. Полистала учебники — в страшном сне нельзя представить, что нужно будет купить специальную методичку, которая будет помогать «расшифровывать» учебник первоклассника.
(Речь о «Букваре» за авторством Репкина.)
Вообще книги более чем странные: открываешь их и ничего не понимаешь — палочки, квадратики, крючочки». Мария, мама Дарьи

«Развивающие программы вообще на любителя. Мы пошли в начальную школу, где принята система Эльконина — Давыдова по рекомендации знакомой учительницы Меня расстраивает то, что я в домашней работе своему ребенку не могу помочь вообще: это просто другой принцип мышления. Немного напрягает, что во 2 классе приходится учить стихи Ахматовой». Валентина, мама Алексея