Дети непосредственны и дружелюбны.
Они готовы открыть душу первому встречному и рассказать всему миру о своих сокровенных мечтах. Это в идеале…
Однажды родители вдруг замечают, что в детском садике все малыши бросаются друг к другу с приветствиями, расспросами и рассказами о том, что они делали в выходные, а их кроха тихо стоит в сторонке и, кажется, вовсе не горит желанием общаться. На просьбы поделиться впечатлениями о прогулке, играх, спектакле, занятиях он молчит или отвечает односложно. Мама и папа тормошат ребенка, пытаются вызвать его на откровенность, но ничего не получается…
Горькая обида?
Внезапные скрытность и молчание могут быть симптомами пережитого горя или обиды. Возможно, малыша задел, оскорбил кто-то из взрослых или других детей.
Обида может быть такой сильной, что скрытность оказывается почти непроницаемой: ребенок не приглашает поиграть с ним и не стремится участвовать в играх других детей, не делится впечатлениями о книгах, фильмах, да и вообще не рассказывает о том, что с ним было в течение дня.
Есть и другие симптомы, свидетельствующие о том, что кроха очень обижен.
У ребенка грустный взгляд. Вы читаете в нем тоску, печаль или обиду.
Вид у крохи равнодушный. Он выглядит отстраненным, незаинтересованным.
Губы малыша сомкнуты. Он как будто не выпускает из себя то, что мог бы сказать.
Ребенок смотрит в сторону и очень редко — в глаза другим людям. Быстро опускает или отводит глаза, когда кто-нибудь встречается с ним взглядом.
Голова крохи часто опущена вниз или повернута вбок. Он редко смотрит прямо.
Малыш часто не договаривает фразы.
А бывает, шепчет что-то себе под нос.
Резкое проявление скрытности у ранее открытого ребенка — повод срочно задуматься о том, что произошло, а иногда— обратиться к специалисту. Особенно если малыш стал еще и более плаксивым, сонливым, пугливым или нервным.
Такой характер!
Иногда скрытность крохи сильно бросается в глаза, иногда она почти незаметна. Ребенок может вести себя одинаково со всеми людьми, а может быть особенно замкнут со взрослыми или, наоборот, со своими сверстниками. Иногда в семье один ребенок — весельчак и балагур, а другой — неразговорчивый тихоня. Причины скрытности могут быть самыми различными.
Вы часто ругаете ребенка. Например, говорите ему, что он неопрятно выглядит.
Вы хотите повлиять на него, но в результате он замыкается. Вам теперь просто не достучаться до малыша. Почему? Он не хочет больше испытывать боли от ваших замечаний. Он не знает, как на них реагировать. Он не понимает, как вам угодить.
И выбирает оптимальную линию поведения: чтобы не подвергаться высмеиванию или осуждению, надо молчать!
Малыш сталкивается с равнодушием. Он пытается что-то рассказать, но натыкается на стену непонимания. Вы не разделяли его восторга от наблюдения за муравьями или сбора шишек, и он усвоил, что родителям не до него, у них свои дела.
Ребенок не умеет рассказывать. Да, этому тоже нужно учиться! Дети часто не понимают ценности своих достижений и не умеют их правильно преподнести.
Кроха не научился выражать свои эмоции. Он изначально не очень открыт — таков его психический настрой, темперамент.
При этом у него не было перед глазами положительного примера — отношения в семье не слишком доверительные. Поэтому он выбрал наиболее простой для себя путь — скрывать свои мысли и чувства.
Многие родители, которые не смогли «расшевелить» молчуна, перестают замечать проблему. Действительно, не у всех же «душа нараспашку». Но дело чаще всего не в детях, а в неправильных методах! Что же мамы и папы делают не так?
Высмеивают скрытность. Говорят обидные вещи про поведение своего крохи.
Выставляют скрытность напоказ. Например, рассказывают другим людям, что от малыша «ни слова не добьешься».
Осуждают ребенка. А иногда и сравнивают его с другими, более общительными, открытыми, дружелюбными детьми.
Учимся делиться
Не нужно думать, что любой скрытный ребенок только и мечтает о том, как бы стать гением общения. Интровертам — людям, сосредоточенным на своем внутреннем мире, — вообще комфортнее держать свою душу вдалеке от чужих глаз. Однако небольшие подвижки в этой ситуации все-таки необходимы и возможны. Любой человек должен уметь выражать свои чувства и делиться с окружающими тем, что он думает. Скрытный малыш, который испытывает дискомфорт от общения и выражения своих чувств, может впоследствии испытывать проблемы и на работе, и в личной жизни. Чтобы этого не произошло, попробуйте мягко повлиять на ребенка.
Демонстрируйте крохе свою собственную открытость. Показывайте ему, что вы можете и рассказывать о событиях, и высказывать свое отношение к ним. Это должны быть события, которые ему понятны и интересны, например: «Ты знаешь, кого я сегодня встретила на остановке? Нашу старую соседку, которую ты очень любил. Мы обрадовались, обнялись. Она передавала тебе большой привет».
Хвалите ребенка за то, что он вас выслушал. «Я рада, что ты у меня такой хороший собеседник и слушатель. Было приятно тебе обо всем рассказать».
Спрашивайте у малыша совета. «У Маши и Коли с третьего этажа появился щенок. Может, и нам подумать о собаке? Какие породы тебе больше нравятся?»
Признавайте право ребенка на собственное мнение. Даже если он что-то высмеивает, с чем-то не согласен.
Спрашивайте и слушайте!
Рассказав ребенку о чем-то из вашей жизни и закрепив в нем уверенность, что он в безопасности и может совершенно безнаказанно делиться всем пережитым, переходите к расспросам.
Приглашайте кроху ответить откровенностью на откровенность. «Ну вот, я тебе рассказала, как провела день. А у тебя что сегодня было интересного?»
Слушайте внимательно, подтверждая это. «Так… Понятно… А дальше что было?»
Благодарите малыша за рассказ. «Мне было интересно послушать о том, что ты думаешь и чувствуешь».
Старайтесь не осуждать поступки и мысли ребенка. Если вы услышали что-то нуждающееся в корректировке, обсудите это в форме вопросов: «Ты уверен, что именно так нужно было поступить?»
Хвалите ребенка за хорошие мысли и дела. «Какой ты у меня молодец, что не ленился и выполнял гимнастику!
Запоминайте, что кроха рассказывал в прошлый раз. «Ты говорил мне, как хорошо было бы устроить пикник, помнишь?»
Предлагайте темы для разговоров. «Давай ты завтра мне расскажешь о том, как хотел бы отметить день рождения».
Помолчим, давай помолчим
Ваши попытки растормошить ребенка не должны быть чрезмерными. Малыш, как и любой взрослый, имеет право на молчание. Что делать, если пока он не слишком хочет общаться? Есть идеи!
Перенесите разговор. «Я вижу, что сейчас ты не настроен обсуждать наши планы на лето. Может, поговорим позже?»
Поменяйте собеседника. «Я чувствую, что ты не хочешь рассказывать о своих друзьях мне. Может, поговоришь с папой, когда он придет домой с работы?»
Измените тему беседы. «Не хочется рассказывать, как прошел урок? А что вы делали на переменке, весело было?»
Признайте право ребенка на молчание. «Я вижу, ты сейчас не настроен разговаривать. Давай помолчим вместе?»
Если у вас не получается самим справиться с проблемами, стоит обратиться за помощью к психологу. Приведу пример из собственной практики. Однажды ко мне пришли родители, обеспокоенные тем, что их шестилетняя дочка Настя практически не общается со сверстниками — не подходит знакомиться, не хочет вместе играть.
Оказалось, что и Настины родители — люди молчаливые. Как скорректировать поведение девочки? Почаще устраивать семейные праздники, брать на площадку игры и игрушки, в которые можно было бы играть всем вместе, общаться с другими родителями, иногда приглашать гостей, хвалить дочку даже за скромные успехи и… разговаривать друг с другом.