Способности и одаренность детей: развитие таланта


Всем родителям хочется, чтобы их ребенка считали смышленым, сообразительным, талантливым и, возможно, даже гениальным. Но природа детской одаренности окутана тайной. Откуда берется талант? Рождаются ли дети с определенными способностями, или их можно развить в процессетобучения? В этом номере мы начинаем серию публикаций, посвященных детской одаренности.

Когда мой старший сын поступал в первый класс, психолог одной из московских школ сказала, что он — ребенок одаренный.
Мне как родителю было приятно это слышать.

Это означало, что мой сын не просто хорошо развит — а значит, и я не самая плохая мама, — но и развит лучше других (и мама я — просто замечательная!). Кроме того, затеплилась надежда, что если оценка первых шагов жизненной успешности моего ребенка такая высокая, то это определит и последующую его успешность в учебе и жизни. От этого чувства было трудно избавиться даже тогда, когда в другой школе я услышала диаметрально противоположную характеристику. Потом я встречала на своем профессиональном пути такие истории достаточно часто.

Почему мы задумываемся о том, одарен ребенок или нет? Почему с тревогой вслушиваемся в оценки окружающих: — «Как, ваш малыш еще не говорит?! А мы с моим Петей уже буквы изучаем!»

Существует мнение, что родители чаще всего просто тешат свои амбиции, пытаясь увидеть в сыне или дочке талант. Но причина гораздо глубже. Она — в нашей ответственности за будущее ребенка. Ведь если малыш одарен, то надо понять, в чем конкретно. И желательно сделать это как можно раньше, чтобы обеспечить максимальные условия развития в этом направлении.

В поисках хоть какого-то руководства к действию ответственный родитель в «море» популярной литературы, которая буквально захлестнула прилавки магазинов, и советов в интернете обнаруживает прямо противоположные рекомендации. В одном журнале он читает статью заслуженного специалиста о том, как развивать элементарные математические представления у детей с полуторамесячного возраста, что должно лучше развить интеллект, в другом — о вреде этой методики. Моя задача — помочь разобраться в том, на что надо ориентироваться, чтобы, помогая ребенку развивать талант, не покалечить его душу.


— AD —

Дар или труд?

Надо сказать, что такое количество противоположных точек зрения на природу одаренности в практике воспитания детей отражает сложность и противоречивость самого явления. До сих пор не утихают научные споры даже по такому простому вопросу, как степень присутствия одаренных людей в популяции.

Первый подход строится на тезисе, что одаренность — дар, данный «свыше» избранным единицам. В разных вариантах первопричиной могут выступать божественное вмешательство или генетика. В любом случае, за данной позицией стоит представление о врожденности этого феномена.

Соответственно, если ей верить, самой актуальной становится проблема поиска, выявления одаренных детей, тогда как возможность развития одаренности ставится под сомнение. Можно ли стать одаренным? — по этой теории, строго нет. Отсюда следуют разные, подчас странные, выводы. Так, например, известный психолог Уильям Штерн считал, что школьное обучение необходимо лишь для того, чтобы хоть в какой-то мере скомпенсировать недостатки малоодаренного человека.

Этот подход приобретает максимальное количество сторонников в те моменты, когда общество, зафиксировав ситуацию социально-экономического кризиса, остро нуждается в одаренных людях для его преодоления в обозримом будущем и когда, соответственно, не хватает средств для финансирования качественного образования всех детей. Так удобно произвести селекцию 3-5% детского населения и «вкладываться» только в них. Таким путем пытались решить проблему в США в годы Великой депрессии. Такие же концепции обсуждались и у нас в стране в начале 2000-х.

Второй подход говорит обратное: все дети талантливы. Или так: каждый человек одарен по-своему.
Этот подход отражает гуманистические тенденции в обществе и является идеологической базой образования с правом каждого на развитие способностей. Знаменательно, что он возник одновременно с пониманием роли обучения в развитии человека. Именно он доминировал у нас в стране в советский период.

Акцент здесь перемещается в сторону поиска «ключа» к способностям ребенка, а также методов их развития. И в этом случае нелепым выглядит вопрос о выявлении одаренных детей.

К сожалению, ни тот ни другой подход не дает ответа на волнующий стольких людей вопрос: почему те, кто блистал уже в детстве, не всегда сохраняют талант.

Можно ли стать одаренным?

Истина же, надо полагать, как всегда, где-то посередине.
Мы прекрасно знаем, что уже в раннем возрасте дети не равны по своим возможностям и темпу развития. Мы говорим, что у них разные задатки, понимая под задатками наследственную предрасположенность к определенным видам деятельности. Но при этом мы также знаем, что эти задатки развиваются в процессе обучения.

Например, можно добиться абсолютного слуха долгой тренировкой.
Сейчас, благодаря трудам ведущих отечественных ученых в области психологии и педагогики одаренности, ее — одаренность — принято понимать как сложное системное свойство личности, которое не сводится только к наличию высоких способностей в какой-то определенной сфере и может проявиться на любом этапе жизни человека. Известны случаи, когда человек уходил на пенсию и только тогда, часто неожиданно для окружающих, получал возможность реализовать свой талант.

В соответствии с этим одаренность делят по времени ее проявления — на раннюю и позднюю.
Но основа возможности проявить талант закладывается, так или иначе, в самом раннем возрасте. И задача близких ребенку взрослых — родителей — увидеть в нем эти слабые ростки и бережно их взращивать. Поэтому очень важно понимать, что именно представляет собой этот сугубо человеческий феномен и какие опасности могут подстерегать ребенка на этом пути.

Природа творчества

«Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». Такое определение приведено в «Рабочей концепции одаренности» — документе, разработанном учеными специально для педагогов.

Однако оно не раскрывает, какие достижения в детстве можно считать «яркими» и «выдающимися», а главное, в чем могут проявляться их «предпосылки», как не упустить их из виду.

Родители расценивают одаренность как гарант счастливого и успешного будущего своего ребенка. Для общества одаренные дети — самый дорогой ресурс развития. Речь идет не просто о людях, способных успешно обучаться и виртуозно осуществлять какие-то определенные виды деятельности. Речь идет о людях, способных изменять, преобразовывать мир, открывать новые законы, определять пути развития общества или же строить прогнозы этого развития.

Таким образом, представления об одаренности всегда связываются со способностью к творчеству. Творчество, в свою очередь, это не просто очень высокий, качественный уровень исполнения. В творческом продукте всегда есть элемент развития, преобразования, т.е. элемент новизны. Творчество обязано порождать то, чего раньше не было: новое
прочтение уже известных науке фактов, новый взгляд на мир и на искусство, открытие новых возможностей в технике. Чтобы сотворить, необходимо переосмыслить действительность.

Не стоит понимать творчество как особенность отдельных, «творческих» профессий. В любой профессии есть творцы, а есть исполнители (пускай они даже виртуозы).
Мы оцениваем достижения человека как творческие, когда они соответствуют двум признакам: новизне и полезности для других людей.

Полезность проверяется временем. В истории человечества масса примеров, когда открытия, изобретения, произведения искусства и взгляды не были оценены современниками творца.

Обычно, когда мы говорим о творчестве, мы имеем в виду оценку деятельности взрослого — человека, реализованного в профессии, который уже сложился как Личность. Ребенок творит еще не для мира. Его творчество — это в первую очередь способ постижения этого мира. Оно лежит в основе сотворения самой личности ребенка.
Психологические механизмы создания уникального продукта в детстве — тех самых высоких достижений — могут быть различными.

А поскольку способности ребенка проявляются не иначе как в продукте деятельности, эти достижения далеко не всегда отражают истинный творческий потенциал ребенка — мы не можем достоверно прогнозировать дальнейший путь его развития. Именно поэтому Н. С. Лейтес, изучавший проявления умственной одаренности у детей, ввел такие понятий, как «возрастная одаренность» и «признаки одаренности».

То, что мы иногда принимаем за проявления одаренности, может быть следствием особенно быстрого темпа возрастного развития или же просто лучших условий жизни ребенка и не отражать возникновение свойств личности, характерных для творческого, одаренного человека. Лейтес писал, что даже самые замечательные способности ребенка не являются гарантом его достижений в будущем.

То, что в детском возрасте мы подчас принимаем за признаки одаренности, даже при самых, благоприятных условиях может либо постепенно, или весьма быстро исчезнуть, если мы не поймем, что является самым важным в ее развитии.
Так на что надо ориентироваться в воспитании малыша как человека одаренного?

«Три кита» гениальности

Еще в конце XIX века сэр Френсис Гальтон — человек, давший миру евгенику, дактилоскопию, методы математической статистики и многое другое — сформулировал постулат о «трех китах» того, что тогда называли гениальностью и что теперь мы обозначаем термином «одаренность». «Гениальность, — говорит он, — это единство таланта (способностей), характера, который обеспечивает реализацию таланта (мотивации, познавательной потребности), и способности к усердному труду». Теперь, более ста лет спустя, ученые наконец вернулись к этому взгляду.