Возрастные кризисы: кризисные периоды у детей. Кризис трех лет


Дорогие родители! Прежде чем завести речь о кризисе трёх лет, сначала хочу разъяснить в общем, что такое возрастные кризисы и стоит ли их бояться.
Возрастные кризисы — это нормальные закономерные явления. Они возникают потому, что ребёнок взрослеет, движется вперёд, у него появляются новые формы поведения и общения.

Развитие личности человека проходит через определённые периоды. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделял в психическом развитии ребёнка периоды стабильные и кризисные.

Стабильные периоды характеризуются тем, что длятся от года до нескольких лет и не вызывают резких изменений в поведении ребёнка. На протяжении стабильных периодов накапливаются в основном количественные изменения, которые становятся очевидными лишь в конце периода. Тогда родители вдруг замечают, что ребёнок повзрослел, им кажется, что это произошло в одночасье. На самом деле изменения накапливались постепенно в течение длительного времени, и лишь в конце стабильного периода жизни ребёнка стали заметны во всём своём проявлении.

Кризисные периоды, в отличие от стабильных, характеризуются резкими необратимыми изменениями, происходящими в сознании ребёнка, его деятельности и сфере отношений. Как правило, кризисный период становится заметен родителям и другим взрослым, когда в поведении ребёнка появляются трудности.


— AD —

Кризисные периоды у детей

Согласно Л.С. Выготскому, стабильные и кризисные периоды чередуются между собой в следующей последовательности;
• кризис новорождённости (0-2 мес);
• стабильный период младенчества (до 1 года жизни);
• кризис первого года жизни;
• стабильное раннее детство (1-3 года);
• кризис трёх лет;
• стабильный дошкольный возраст (3-6 [7] лет);
• кризис семи лет;
• стабильный младший школьный возраст (7-13 лет);
• подростковый (или пубертатный) кризис (13 лет);
• стабильный подростковый возраст (13-17 лет);
• кризис 17 лет.

Примечание: существует несколько возрастных периодизаций разных психологов, возрастные периоды в них варьируются.
Из вышесказанного видно, что трёхлетний возраст относится к кризисным периодам жизни. Его первые проявления возникают к двум годам, а пик кризиса приходится на возраст трёх лет.

Кризис трех лет

Ребёнок уже отделяет себя от родителей, которые до недавнего времени были его ногами и руками, исполнителями его желаний. Начинает понимать, что у него есть свои собственные волеизъявления, отличающиеся от родительских, и он настаивает на их выполнении. В этот период времени окружающие часто слышат от малыша фразу «я сам!», вот почему кризис трёхлетнего возраста известен под названием «Я сам».

Кризис трёх лет сопровождается определёнными трудностями в поведении детей. Л.С. Выготский назвал их «семизвездием симптомов» в поведении ребёнка.
Давайте ознакомимся с ними.

Негативизм — ребёнок негативно реагирует на любые предложения только потому, что они исходят от взрослого, и поступает вопреки родительским словам, лишь бы сделать наоборот. Малыш ведёт себя подобным образом из-за потребности в самоутверждении. Так он защищает своё «Я».

Упрямство — ребёнок стремится следовать своим желаниям, не хочет менять своё решение. Например, сказал: «Не хочу идти домой», — и не идёт, даже если на улице стало скучно, и он сам понимает, что пора возвращаться домой.
Строптивость выражается в капризах ребёнка, направленных против образа жизни, сложившегося до трёх лет. Например, раньше малыш поднимался или спускался по ступенькам с мамой за ручку — теперь он больше не хочет так делать. Не желает идти рядом, не позволяет держать себя за руку при переходе через дорогу, не хочет мыть руки после улицы и т. д.
Своеволие — у ребёнка появляются собственные желания, и он хочет делать всё сам: спускаться или подниматься по ступенькам, самостоятельно есть, одеваться и т. д. В этот период времени родители часто слышат от своего чада фразу «я сам».

Протест-бунт (проявляется реже по сравнению с предыдущими симптомами и зависит от применяемых методов воспитания) — ребёнок как бы находится в состоянии войны со всеми окружающими, проявляет агрессию, постоянно вступает в конфликты. Таким образом, он заставляет взрослых услышать его и увидеть, воспринимать его всерьёз.

Симптом обесценивания взрослых (проявляется реже вышеперечисленных симптомов и зависит от сложившихся отношений со взрослыми) — ребёнок обесценивает старые нормы поведения и правила в семье, привязанность к близким людям и предметам. Так, любимая игрушка вдруг становится плохой, мама — злой. В результате малыш ломает игрушки, рвёт книжки, обзывает родителей бранными словами.

Деспотизм (данный симптом чаще всего встречается в семьях с единственным ребёнком) — это деспотическое подавление желаний и потребностей окружающих. Ребёнок заставляет родителей во что бы то ни стало выполнять свои требования. В противном случае закатывает истерики, диктует родителям, что им надо делать, а что нет. Командует ими, вводит новые правила поведения. В сущности, ведёт себя как маленький деспот. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Ещё раз сделаю акцент на том, что возрастные кризисные проявления — это закономерные явления, сопровождающие взросление каждого нормально развивающегося ребенка.
Кризисные проявления в поведении ребёнка приводят к ломке старых взаимоотношений между взрослыми и детьми и способствуют построению новых, более качественных форм взаимодействия. В этом заключена их польза.

Имейте в виду, что вяло протекающий кризис трёх лет указывает на задержку в аффективной и волевой сферах личности (аффективная сфера — это область чувств и настроений). Известно, что дети, не прошедшие через кризис трёхлетнего возраста, в будущем отличаются от окружающих такими чертами, как безволие и безынициативность.

Дорогие родители, обратите внимание на следующую фразу: «ребёнок, проявляющий упрямство и своеволие, тренируется в самостоятельности и инициативности». Поэтому не спешите слишком ограничивать волеизъявления своего малыша, не высмеивайте его первые попытки самостоятельности и ни в коем случае не наказывайте его за проявления инициативы!
По Э. Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей — чувство стыда и сомнения.

А значит, в зависимости от методов воспитания, ваш малыш выйдет из трёхлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учётом возраста), либо робким и неуверенным в себе. Излишняя стеснительность и неуверенность в своих силах мешает ребёнку развиваться и делает его несчастным. Я призываю вас быть мудрыми в выборе методов воспитания и чуткими к чувствам своего чада.

А о том, какие приёмы и уловки можно применить к маленькому упрямцу, чтобы безболезненно уговорить его поступить по-вашему, мы обсудим в следующий раз.