Слишком много людей, звуков, раздражителей. Все так непредсказуемо, а значит, опасно. Уйти! Спрятаться! Закрыться! Закрыться, чтобы не слышать. Замолчать, чтобы тебя оставили в покое — наедине с самим собой.
С глухой стеной, воздвигнутой ребенком в целях самозащиты, сталкиваются, пожалуй, все родители детей-аутистов. От кого он защищается? Как настроить общение через стену?
Первое, что приходит на ум, если речь идет об аутизме, — это замкнутый в себе ребенок. Какими еще состояниями характеризуются аутичные дети и всегда ли они одинаковы?
Прежде всего, как и все дети, малыши с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга, имеют свои характер, привычки. Особенности аутистических проявлений очень индивидуальны.
Объединяющей чертой этих детей являются трудности социального взаимодействия, коммуникации и стереотипное поведение. Людям с аутизмом трудно понимать окружающих людей. Из-за этого общение с членами семьи могут быть особенно тяжелы для них. Тогда как мы интуитивно понимаем, как общаться друг с другом, у людей с аутизмом это интуитивное знание отсутствует.
Несмотря на очевидные особенности в поведении, внешне аутисты выглядят как самые обычные дети, и поэтому окружающие часто воспринимают их как невоспитанных и избалованных, тогда как это в корне неверно. Кроме того, аутистам свойственно однообразное поведение со стереотипными движениями, а также расстройства речи.
Так каким же видят мир дети-аутисты?
Люди, страдающие аутизмом, рассказывают, что окружающий мир — хаос из людей и событий, где им бывает невозможно разобраться. И это связано не столько с их интеллектуальными способностями, сколько с нарушением сенсорного восприятия: привычные для нас раздражители вызывают у этих детей сильные негативные ощущения. Добавьте к этому сверхчувствительность, и вы приблизитесь к пониманию мира аутичного малыша. Трудности в восприятии мира, неспособность быстро сориентироваться в изменившихся условиях и являются причиной повышенной тревожности.
Настороженность должна возникнуть, если:
- Поведение ребенка кажется вам странным и непредсказуемым. Резкие смены настроения. Наблюдаются неадекватные ответные эмоциональные реакции.
- Малыш избегает физических контактов. Например, дети не любят быть но руках.
- Измененная чувствительность к каким-либо раздражителям. Например, нечувствительность к боли или
сверхчувствительность к звуком (закрывает уши руками), брезгливость, избирательность в еде и т.д.
- Речь ребенка развивается медленно или отсутствует.
- Ребенок использует разговорную речь, но при этом упоминает о себе во 2-м или 3-м лице.
- Наблюдаются остановки в развитии приобретенных навыков. Например, малыш начинает произносить первые слова как положено ему по возрасту, а затем в) -1,5 года развитие речи останавливается без видимых причин.
- Игра ребенка не развивается и имеем примитивный характер. Присутствует стремление к упорядочению предметов (например, выкладывает игрушки в ряд).
- Отсутствует взаимность в общении с людьми, нет интереса к общению. Наблюдается стремление к одиночеству.
- У ребенка часто наблюдаются состояния полной отрешенности от внешнего мира.
- Различного рода навязчивое поведение. Например, совершает необычные повторяющиеся движения.
- Отсутствие страхов и разумной осторожности.
- При обследовании новых предметов ребенок проверяет их на вкус и запах.
В каком возрасте врачи уверенно ставят диагноз «аутизм»?
Наиболее отчетливо признаки раннего детского аутизма проявляются в 2-5 лет, хотя некоторые признаки отмечаются и в раннем возрасте. Чаще всего диагноз аутизма ставится только после пяти лет, при серьезных нарушениях в развитии речи ребенка, затруднениях в общении с окружающими.
Другими словами, диагноз ставят тогда, когда не поставить его уже невозможно. С чем это связано?
Это связано с трудностями диагностики аутистических нарушений в раннем возрасте. Кроме того, информацию о особенностях поведения ребенка врач зачастую может получить только от родителей. Стоит отметить, что не все детские психиатры готовы ставить такой диагноз, как аутизм. Часто встречается «смягчение» диагноза разными завуалированными формулировками. Стремление психиатра не пугать родителей психиатрическим диагнозом можно понять, но обратный эффект заключается в том, что родители не прилагают достаточных усилий для оказания ребенку полноценной помощи.
Если у врачей и родителей сомнений в диагнозе уже нет, то какие дальнейшие действия будут оптимальными?
При первых же признаках «неполадок» во взаимодействии с ребенком необходимо обращаться к специалистам. Первоначально к участковому педиатру и неврологу, которые направят к другим специалистам. В раннем детстве это специалисты раннего вмешательства — психолог и специалист по ранней детской коммуникации, при необходимости — психиатр. В старшем возрасте при наличии расстройств аутистического спектра — постоянное наблюдение и лечение у психиатра с обязательной психологической коррекцией. Родителям необходимо понимать, что наблюдение специалистов для такого ребенка требуется постоянно.
Какую цель нужно ставить перед собой вы, когда предстоит работать с маленьким аутистом?
Прежде всего, это помощь родителям малыша. Им трудно понять поведение своего ребенка, трудно с ним общаться, трудно выстраивать эмоциональное взаимодействие.
Поэтому важно помочь увидеть особенности своего ребенка, понять их причины, научить выстраивать свое собственное поведение и правильно реагировать на происходящее с ребенком. Ребенок с аутизмом по-иному видит мир, его представления о мире очень устойчивы, поэтому взрослому человеку легче приспособиться к поведению ребенка, чем пытаться его «сломать». Аутизм не изучен до конца. И, возможно, то, что мы воспринимаем как болезнь, лишь иное психическое состояние. Я помню, как читала интервью с девочкой, которая на вопрос: «Как тебе живется с аутизмом?» ответила: «Мне с моим аутизмом живется хорошо. Это вам со мной трудно».
Когда можно сказать, что вы добились успеха в реабилитации, если болезнь неизлечима?
Если говорить совсем просто, то когда родителям стало «легче жить».
Когда взрослые приняли особенности ребенка, научились их понимать и действовать в соответствии с миропониманием своего ребенка. Другой важный показатель успешности терапии — расширение спектра коммуникативных возможностей ребенка, появление активной коммуникации и расширение социальных контактов.
Прогноз терапии зависит от формы аутизма и степени тяжести проявлений. Некоторые особенности, такие как приверженность ребенка к рутинному образу жизни и эмоциональная безучастность, сохраняются в течение всей жизни.
На что нужно обратить внимание родителей маленьких детей? Что в их поведении должно настораживать?
К сожалению, мы отмечаем рост нарушений аутистического спектра. Часто родители обращаются за помощью значительно позже, упуская время и возможности для ранней успешной коррекции. Поэтому первая и главная рекомендация всем родителям — внимательно наблюдать за поведением своего малыша.
Самыми первыми настораживающими признаками могут быть отсутствие у грудных детей «комплекса оживления», улыбки при виде родителей, ориентировочной реакции на раздражители, что может приниматься за глухоту или слепоту. Родители часто сообщают нам, что малыш в грудном возрасте не причинял им беспокойства, был очень «удобным» ребенком.
Может наблюдаться и чрезмерная реакция на обычные раздражители.
Важно помочь увидеть особенности своего ребенка, понять их причины, научить выстраивать свое собственное повеление и правильно реагировать на происходящее с ребенком.