Чрезмерно активные и шустрые дети — частое явление в наше время. Они постоянно находятся в движении. Для них не существует спокойных игр и развлечений.

С терпением у таких ребятишек тоже не все в порядке: они не могут досмотреть фильм, дочитать книгу дорисовать рисунок. И, конечно же, для родителей такого малыша детство их чада покажется длительным.

Почему же у ребенка столь много энергии?
В чем проблема? В генетике или в недостаточном внимании?


— AD —

Что такое гиперактивность?

Изучать проблему гиперактивности начали в конце XX века, и уже в 80-х гг была дана формулировка гиперактивности. Это неконтролируемое поведение ребенка, проявляющееся в невозможности сосредоточения на каком-либо занятии, невнимательности, неусидчивости, импульсивности.

Но нужно отличать гиперактивного ребенка от малыша с временным всплеском энергии. Например, многие дети частенько капризничают при засыпании или плохо ведут себя в общественном месте. Значит ли это, что такой малыш относится к категории гиперактивных детей? Вовсе нет.

Так как же мы будем отличать истинно гиперактивных детей от «временно» активных?
О первых признаках гиперактивности можно заподозрить с двух-трехлетнего возраста. Дефицит внимания у таких детей не сразу заметен, и вследствие этого дети с синдромом гиперактивности впервые бывают замечены только перед определением малыша в школу. Именно в школе на первых уроках синдром гиперактивности дает о себе знать: ребенок суетится, может ходить по классу, не записывает домашнее задание, теряет школьные принадлежности. Придя домой после школы, ребенок отвлекается от подготовки домашних заданий, а вечером с трудом засыпает.

Он — другой!

Часто причиной гиперактивности малыша является генетика: родители таких детей сами страдали в детстве от подобных проблем (до 30%).
Но не стоит «винить» одну лишь генетику.

Уже при рождении малыш мог получить зачатки гиперактивности при нарушенном внутриутробном развитии, что может быть обусловлено токсикозом беременных, вследствие чего повышается артериальное давление и плод страдает от кислородного голодания (гипоксия). Данная ситуация в три раза увеличивает возможность рождения ребенка с гиперактивностью. Да и само течение родов с отклонениями (затяжные или стремительные) увеличивают риск появления на свет малыша с синдромом дефицита внимания.

Как узнать о гиперактивности?

Неспокойный ребенок — еще не значит, что у него синдром гиперактивности. Для того чтобы уточнить и правильно поставить такой диагноз, нужно расспросить маму о течении беременности (не было ли токсикоза, как протекали роды). Если же имелись отклонения, то вероятность наличия синдрома увеличивается. Но спешить не стоит. Есть смысл провести тесты по психологии на внимательность малыша.

Их используют с пятилетнего возраста.
«Отсеять» более серьезные заболевания помогут такие исследования как ЭЭГ и МРТ.
Проанализировав все полученные данные, можно сказать, есть ли у малыша синдром дефицита внимания или нет.

Помощь ребенку

Снять излишек активности у таких малышей помогает смена обстановки.
Простой переход в другую комнату либо смена занятия могут существенно «умерить пыл» малыша. А капризы можно унять простым объятием или поцелуем.

Казалось бы, такая мелочь, а для малыша производит хороший терапевтический эффект.
Восстановлению сна помогает массаж и теплая ванна (душ) перед сном.

Контроль времени. Как правило, ребенок с «моторчиком» часов не наблюдает, и временные рамки родители должны строго контролировать.

Невнимательность требует от родителей прививания к своему чаду принципа последовательности. Для этого ребенок должен делать каждое действие по очереди: помыть руки, сесть за стол и т. д. Сразу много от ребенка требовать не нужно.
Четкая постановка цели с ясной для него формулировкой поможет малышу.

Ребенка обязательно нужно чем-то занять: игры, рисование, танцы, спорт и т. п. Лучшим вариантом станет увлечение, хобби. Оно поможет ребенку стать уверенным в себе и научит практическому делу (плавание, рисование).
У малыша должно быть свободное место, где он сможет заниматься своими делами.

Психологи должны вести просветительную работу среди родителей, чтобы мама и папа понимали, что в синдроме гиперактивности «виновато» не воспитание, а генетически обусловленные проблемы.

Хотя неправильное воспитание способно усугубить и подчеркнуть и без того буйный характер ребенка.
Помощь от лекарственной коррекции, длящейся несколько лет, достаточно ощутима, и в 80% случаев способна «угомонить» ребенка. Медикаментозная терапия помогает ребенку адаптироваться в социуме, улучшает его интеллектуальные способности.
Благодаря терпению родителей и коррекции со стороны специалистов неугомонного ребенка вполне возможно уравновесить.