Считается, что больному нужен только покой. Это верно лишь отчасти. Иногда движение намного эффективнее таблеток!
Проводить дни, лежа в постели, ужасно скучно.
Малышу обидно и непонятно, почему из-за какой-то простуды его лишают возможности поиграть. „И почему все взрослые ходят такие мрачные, постоянно тяжело вздыхают?
„Наверное, со мной происходит что-то ужасное, чего я пока не знаю…» — примерно так думает кроха, видя все наши заботы и хлопоты. И неудивительно, что ребенок со временем привыкает к роли больного и сам начинает верить, что до выздоровления еще очень далеко. Кроме того, за время лежания в постели многие мышцы привыкают к бездействию, органы и системы работают иначе, чем в обычном, здоровом состоянии (нарушение осанки, ослабление функций кровообращения и т.д.). Результат не заставляет себя долго ждать. У малыша ухудшается аппетит, появляется вялость, общая слабость, подавленность… А ведь все могло быть иначе, будь у маленького человечка возможность активно двигаться.
Специалисты по лечебно-профилактической физкультуре разработали для детей веселые игры, позволяющие не только помочь организму в борьбе с болезнью, но и развить полезные навыки, такие как ловкость, меткость и координация движений.
Главное — гармония
Приняв решение заняться со своим малышом лечебными играми, запомните основной принцип: такие игры — это не лекарство, которое позволяет избавиться от конкретного симптома. Значительно важнее помочь всему организму окрепнуть, вернуться в нормальное состояние.
Зимой дети чаще страдают от заболеваний дыхательной системы (ринит, бронхит, гайморит, аденоиды). В этом случае важно восстановить носовое дыхание, которое тренирует гладкую мускулатуру, улучшает кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, инфицирования слизистой оболочки носа. Если, например, у малыша насморк, не стоит ограничиваться только упражнениями на дыхание! Ведь правильное, здоровое дыхание невозможно, если кроха сутулится. Значит, нужно обратить внимание и на коррекцию осанки. Кроме того, в этой ситуации нужны и упражнения для нормализации прикуса, а также общеукрепляющие движения… Не стоит забывать, что организм — это единое целое, а все процессы в нем взаимосвязаны. Часто лечебный эффект игр заключается именно в усилении иммунитета, общем оздоровлении организма. Тогда и конкретную проблему (в данном случае насморк) решать намного легче.
Пусть будет весело!
Терапевтический эффект лечебных игр зависит не только от выполняемых движений, но и от эмоционального фона занятий. Ослабленному ребенку особенно важно отвлечься от мыслей о болезни, переключить свое внимание на игру, тогда и выздоровление идет быстрее.
Самый простой способ — устроить веселое соревнование, в котором ваши возможности были бы приблизительно равны (кто поднимет больше брызг в тазике с водой, кто громче подует в игрушечную дудочку и т.д.). Очень важно, чтобы вы играли на равных, а не выступали с позиции „взрослого и сильного». В таких играх комические ситуации возникают довольно часто — что ж, посмейтесь вместе с крохой от души!
Важно помнить, что к подбору игр надо подойти максимально серьезно, но преподнести их ребенку — легко, весело и непринужденно. Тогда успех почти гарантирован!
Поиграем!
Перед началом занятий проветрите комнату. Затем тщательно очистите нос ребенка от слизи. В доступной форме объясните правила игры, попросите кроху показать основные движения и скорректируйте их выполнение. Во время игры контролируйте правильность осанки и прикус.
• Пастушок. Как можно громче дуем в дудочку, „чтобы созвать коров». Мы укрепляем круговую мышцу рта, тренируем дыхание.
• Буль-буль. Дуя через соломинку, стараемся добиться долгого бульканья в стакане с водой. Формируем ритмичный выдох.
• Хомячок. Чтобы „перенести запасы в норку», надуваем щеки и по кочкам (листы бумаги) направляемся в „норку» (к дивану). Дойдя до цели, хлопаем ладошками по щекам, выпуская воздух.
• Поезд. Встаем друг за другом и движемся вперед. „В дороге» гудим, как поезд, „на станции» замолкаем.
Два последних упражнения тренируют правильное дыхание и координацию движений. Эти игры хорошо сочетать с теми, что формируют правильный прикус.
• Молоточек. Повторяем звук „д-д-д» без перерыва в течение 3 минут.
• Часики. Открыв рот, передвигаем язычок внутри, подражая стрелке часов: медленно, быстро, справа-налево и наоборот. Помогаем выработать навык правильной артикуляции языка, мышц лицевой области при глотании.
При лечении простудных заболеваний позаботимся и о правильной осанке.
• Мячик. Играющие идут вперед с мячом: то катят его, то берут в руки. Развиваем координацию движений, укрепляем мышцы спины.
• Цыплята и коршун. Днем цыплята (игроки) спокойно гуляют, а когда наступает ночь и „прилетает коршун», всем нужно бежать в „дом».
А теперь займемся тренировкой вестибулярного аппарата и координацией движений.
• Деревья. Когда „дует ветер», качаемся из стороны в сторону (руки вверху), при «безветрии» замираем. Улучшаем осанку и равновесие.
• Качели. Сажаем малыша на колени и качаем его, то поднимая, то опуская. Развиваем чувство равновесия.
Без перегрузок
Вопрос о дозировании нагрузки при занятиях лечебными играми особенно важен, ведь мы имеем дело с ослабленным организмом. В ходе игры внимательно наблюдайте за состоянием ребенка, чтобы вовремя заметить признаки усталости.
• Малыш возбужден, суетлив (вступает в конфликт с участниками игры), его лицо заметно напряжено.
• Ребенок отвлекается, выглядит вялым, рассеянным.
• Движения выполняются неуверенно и нечетко.
• Кожа крохи сильно краснеет или бледнеет, появляется синюшность под глазами.
• Ребенок потеет, что особенно заметно на лице.
• Пульс увеличивается на 25-50%, частота дыхания увеличивается на 4-5 раз в минуту.
И если вы заметили некоторые из этих признаков, значит, нагрузка пока великовата для вашего малыша. Однако полностью отказываться от занятий не стоит: включите негромкую музыку, перейдите на более медленный темп, старайтесь чаще делать паузы, сократите общую продолжительность занятий — все это поможет крохе разумно расходовать силы.