Мифы о сахарном диабете у детей. Причины низкого содержания сахара в крови ребенка с сахарным диабетом?


Несмотря на значительные успехи ученых, благодаря которым ребенок с сахарным диабетом сегодня практически ничем не отличается от своих сверстников, в обществе еще существует настороженное отношение к людям с диабетом.
Развеять устаревшие стереотипы возможно, если понять, что такое диабет, как сегодня живут дети с этим заболеванием.

Сахарный диабет большинством людей воспринимается как тяжелая, неизлечимая болезнь. Как сегодня живут дети с этим диагнозом?
Основная проблема детей с сахарным диабетом заключается в интеграции их в общество. Непонимание порождает страх. Но если человек имеет достоверную информацию, негативного отношения, как правило, уже не возникает.

Для того чтобы понимать, как общаться с ребенком с СД, прежде всего, нужно знать, что такое сахарный диабет.
Благодаря созданию лекарственных препаратов инсулина, сахарный диабет перестал считаться фатальным заболеванием, пациенты с СД имеют возможность нормально жить, реализовывать свои способности и таланты, приносить пользу обществу.
Сахарный диабет — хроническое заболевание, но единственное, что отличает ребенка с СД, это то, что в его организме нарушена функция производства инсулина.

При современном развитии медицины заместить в той или иной степени производство инсулина не представляет труда. Во всем остальном ребенок с диабетом абсолютно здоров, полноценен и имеет счастливое будущее.
Задача не только родителей, врачей и педагогов, но и окружающих — тех, кто находятся рядом, сделать так, чтобы ребенок с СД не чувствовал себя обособленным от социума, от нормальной, здоровой жизни.

Дети с СД не нуждаются в гиперопеке или особом присмотре. Все, что им нужно, — это простое человеческое отношение, дружеская поддержка, понимание и чуть больше заботы. Нужно знать, что диабет не является наказанием за неправильный образ жизни. Это заболевание может быть обнаружено абсолютно у любого человека, независимо от возраста, пола, образования, пищевых пристрастий и т.п.

К сожалению, на сегодняшний день средств полного излечения от диабета не существует. Дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина. Гормон нельзя принимать как таблетку, т.к. в желудке он разрушается и не оказывает должного эффекта. Поэтому зависимость от инъекций часто мешает нашим детям адаптироваться.
Опасность диабета заключается в развитии сосудистых осложнений, риск которых тем ниже, чем чаще ребенок контролирует уровень сахара в крови. Без современного глюкометра пациенту с СД не обойтись.

К счастью, выбор приборов для контроля уровня сахара сегодня достаточно широк. Да и инсулиновый шприц уже выглядит иначе. Сегодня он представляет собой прибор, больше напоминающий заряженную инсулином авторучку, который не требует кипячения или какой-либо другой специальной обработки. С такой системой ребенок может находиться где угодно, заниматься всем тем, чем может заниматься любой здоровый ребенок, в том числе, например, ездить на экскурсии, участвовать в соревнованиях, посещать дальние страны и т.д.

В общественном мнении до сих пор существует множество заблуждений относительно диабета.
Действительно, с одной стороны, наука не стоит на месте, изобретаются все новые инструменты и средства для облегчения жизни людям, имеющим диабет. Но, с другой стороны, отношение к этому заболеванию, видимо, не успевает измениться, а в результате те многочисленные мифы, которые создавались в прошлых десятилетиях, бытуют и по сей день.


— AD —

Миф 1 «Сахарным диабетом можно заразиться»

СД не является инфекционным заболеванием. Сторониться больного с СД, избегать контактов с ним не имеет смысла, поскольку СД не передается от человека к человеку, им нельзя заразиться. Родителям ребенка с СД очень важно найти общий язык с педагогами.

Не следует замалчивать болезнь. Гораздо проще объяснить одноклассникам, опираясь на друзей ребенка, что такое диабет, почему нужны инъекции инсулина, и пр. И сделать это нужно до того, как ребенок с впервые выявленным диабетом вернется к учебе после выписки из стационара. Тогда дети при поддержке учителя смогут адекватно отнестись к переменам в жизни заболевшего ребенка. Если этого не сделать сразу, велика вероятность, что ребенок никогда не озвучит свой диагноз и будет скрывать болезнь всю жизнь, бояться, что о ней узнают, и это, конечно, значимо ухудшит качество его жизни в
целом.

Миф 2 «Если есть много сладкого, можно заболеть диабетом»

Возникновение СД никак не связано с чрезмерным употреблением сладкой пищи. Часто родители заболевшего ребенка винят себя за то, что неправильно кормили ребенка, позволяли ему слишком много сладкого. Но в отношении СД 1-го типа это мнение абсолютно безосновательно. Другое дело, когда речь идет о диабете 2-го типа, который чаще встречается у взрослых. Этот тип диабета, действительно, тесно связан с ожирением, к которому приводят неумеренное потребление калорий и дефицит активных движений.

Миф 3 «Дети больного диабетом тоже будут иметь этот диагноз»

Вероятность развития диабета 1-го типа у ребенка, отец которого болен диабетом, составляет всего 2 %; если диабетом страдает мать — до б %. Опасность несет лишь сочетание заболевания у обоих родителей — тогда риск возникновения заболевания у ребенка составляет до 30 %.

Миф 4 «Человек с сахарным диабетом нуждается в строгой диете»

Рацион ребенка с СД ничем не отличается от рациона любого здорового ребенка. Современный инсулин, который используется в нашем городе абсолютно всеми детьми и подростками с диабетом, позволяет проводить идеальную инсулинотерапию. Поэтому дети с СД не нуждаются в каком-либо специальном или особенном питании. Школьный обед обычно состоит из салата, супа, второго блюда и компота. Все эти блюда не противопоказаны ребенку с СД. Единственно ребенок должен подсчитать количество углеводов. Как правило, дети, имеющие СД, умеют делать это виртуозно.

Миф 5 «Больной с СД вынужден есть часто, строго придерживаясь расписания приемов пищи»

На сегодняшний день благодаря современному инсулину время приема пищи больного с СД может сдвигаться, практически ничем не ограничиваясь, с соответствующей поправкой времени введения инсулина. У него нет необходимости принимать пищу по часам, строго следовать расписанию введения инъекции инсулина, что дает огромную свободу детям. Сегодня инсулинотерапия перестала считаться основанием для инвалидности или отказа от нормального образа жизни.

Даже если ребенок, например, забыл дома глюкометр, инсулин или потерял ключи и не смог попасть домой и вовремя покушать, или застрял в лифте, задержался в школе на классном часе и т.п., ни одна из этих или подобных ситуаций, к счастью, не может существенно повлиять на его здоровье. Базальный инсулин дает ровный фон в течение дня, не требуя перекусов. А короткий инсулин на еду делается непосредственно перед приемом пищи тогда, когда ребенок этого захотел.

Миф 6 «Диабет — очень тяжелая болезнь»

Диабет не является тяжелым заболеванием. Точнее, его тяжесть определяется не самим фактом диабета, а наличием осложнений. Осложнения же развиваются, если ребенок редко пользуется глюкометром, т.е. не часто измеряет уровень сахара в крови.

Дети с СД не имеют никаких ограничений, например, в проведении вакцинации, кроме тех ситуации, когда ухудшается состояние их здоровья (в период декомпенсации). Более того, эндокринологи настаивают на проведении прививок, поскольку риск получить осложнение от любого заболевания у детей с СД выше, чем у других детей. Но никаких отводов, связанных с наличием у ребенка СД, быть не может.

Миф 7 «Ребенок с диабетом освобождается от занятий спортом»

Детям с СД настойчиво рекомендуются занятия физической культурой и спортом. Конечно, ребенку понадобится небольшая помощь взрослых. Больших усилий от педагога или тренера не требуется. Все, что нужно, — это дать возможность ребенку измерить уровень сахара тогда, когда ему это необходимо, и проследить, чтобы ребенок поел перед занятием, а также имел с собой конфету, сахар или другие углеводы.

Какие реальные проблемы могут быть у ребенка с СД?
Самая серьезная проблема — это гипогликемия, или низкий уровень сахара в крови. Известно, что мозг питается глюкозой. Недостаточное питание мозга может привести к фатальным последствиям, вплоть до гибели ребенка.

Причины низкого содержания сахара в крови ребенка с сахарным диабетом?

Причин может быть несколько. Например, если ребенок ввел слишком много инсулина, или если он не поел, поел мало или слишком поздно после того, как ввел инсулин, либо у него была значительная физическая нагрузка без дополнительного приема пищи. Фактически гипогликемия — это единственная критическая ситуация, при которой ребенку с СД требуется помощь взрослого, его внимание, особенно если ребенок заболел недавно.

Какие действия можно предпринять, чтобы помочь ребенку в случае возникновения у него гипогликемии в школе?
Легкая гипогликемия проявляется бледностью, учащенным сердцебиением, ребенок может испытывать головокружение, беспокойство, страх.
Он слаб, может вспотеть, у него появляется дрожь в руках и теле, иногда чувство голода. Как правило, ребенок знает, что с ним происходит. Главное — вовремя услышать его и помочь.

Ребенок, чувствуя приближение приступа, может купировать его самостоятельно, приняв 12-24 г быстрых углеводов, т.е. съесть, например, печенье, яблоко или выпить стакан сока. В этой ситуации важна роль педагога, который должен понимать, что этот прием пищи является вопросом жизни, и не препятствовать тому, что ребенку нужно измерить сахар в крови или съесть на уроке ту же конфету, идет ли в это время экзамен, или класс пишет сочинение. Если ребенку нужно выйти и покушать, не следует акцентировать на этом внимание класса, но проследить, чтобы у него были с собой необходимые продукты, и не отпускать его в этом состоянии одного. Как правило, затем требуется прием еще 1-2 так называемых хлебных единиц (молоко, кусок хлеба или яблоко). Поэтому родители ребенка должны позаботиться о том, чтобы необходимые продукты были под рукой у ребенка или в свободном доступе у учителя.

Если в этот момент ребенок не может самостоятельно справиться со своим состоянием или стесняется выйти, достать еду из портфеля, ему нужно помочь, т.е. достать яблоко или развернуть конфету, проследить, чтобы он съел ее, успокоить.
Эта простая помощь, тем не менее, крайне важна для ребенка, поскольку, если не оказать ее вовремя, легкая гипогликемия может перейти в более тяжелую форму, которая связана с потерей сознания, наступлением комы.

В этом случае необходима неотложная помощь, которая заключается в том, чтобы уложить ребенка на бок, при необходимости очистить полость рта. Ни в коем случае нельзя вливать в рот жидкость, если ребенок находится без сознания. Затем нужно ввести глюкагон внутримышечно (в бедро или ягодицу), поэтому препарат всегда должен быть в доступе, под рукой, рядом с ребенком. Инъекция делается достаточно просто, для этого не нужно иметь медицинское образование. Если есть необходимость, следует вызвать скорую помощь. Однако обычно через 15 минут после введения глюкагона ребенок приходит в сознание. Необходимости отпускать ребенка с уроков после гипогликемии нет, но, если учитель считает, что это будет лучше для ребенка, ни в коем случае нельзя отпускать его одного. Можно вызвать родителей, или сам педагог должен сопроводить ребенка в медицинское учреждение.

Что нужно знать человеку, находящемуся рядом с больным сахарным диабетом?

Во-первых, у него должны быть все номера телефонов, которые могут понадобиться в экстренных случаях. Это не только номера телефонов родителей, но и (желательно) лечащего врача, для того чтобы быстро получить необходимую информацию, которая поможет сориентироваться в той или иной ситуации.

Во-вторых, в школе необходимо определить место, где ребенок будет делать инъекции (медицинский кабинет, кабинет классного руководителя и т.п.) и где будут храниться запасные средства для оказания помощи при гипогликемии, помимо тех, которые должны быть у самого ребенка. Нередко ребенок скрывает свой диабет, делает инъекции в туалете, прячась от всех. Это неправильно. Задача педагога в большой степени в том и состоит, чтобы не заострять внимание на проблеме, создать спокойную доброжелательную обстановку в классе, где ребенок с СД не чувствовал бы себя в психологической изоляции от коллектива. Ребенок должен иметь возможность, не прячась, в нормальных условиях измерить уровень сахара в крови и сделать инъекцию инсулина. И это зависит только от отношения к этому окружающих.
Если окружающие относятся к этому спокойно, то инъекцию можно сделать и в классе, для этого не нужно специального оборудования.

Еще раз напомню: нет необходимости обращаться с ребенком с СД как с больным.
Безусловно, ему придется раньше повзрослеть, придется серьезнее относиться к своему здоровью, но в остальном это обычный ребенок. Все мы разные, у каждого из нас есть свои особенности, а рядом с другими людьми мы учимся видеть мир во всех его проявлениях.