Почему болит голова у ребенка: основные причины головных болей у детей


«Голова болит!» Как часто мы слышим эти слова — в ритме современной жизни головная боль, к сожалению, давно уже стала для нас привычной. Для того чтобы справиться с ней, сегодня есть огромный выбор анальгетиков, спазмолитиков.
Но когда дело касается детей, снятие боли просто с помощью таблеток, не зная ее причины, не приемлемо. Головная боль у детей является основным, а порой и единственным, симптомом самых разных заболеваний и патологических состояний, особенно если ребенок часто жалуется на сильную головную боль. О том, почему болит голова у ребенка, о причинах головной боли у детей, способах ее снятия и мерах предупреждения и пойдет речь.

Говоря о причинах возникновения головной боли у детей, первое, что следует отметить, это головная боль, характерная для начала инфекционного заболевания. Такая головная боль, как правило, сопровождается повышением температуры тела (до 38 °С и выше), болью в мышцах, глазах, другими симптомами. В данной ситуации определить причину головной боли достаточно легко, поскольку все симптомы заболевания очевидны.

Что делать?
Прежде всего, необходимо вызвать врача. После того, как доктор поставит диагноз и определит степень тяжести заболевания, он назначит соответствующее лечение и даст необходимые рекомендации родителям, которым и нужно следовать. Кроме того, вакцинирование ребенка позволит не только снизить риск заражения, но и предотвратить возникновение серьезных осложнений.

Сосудистые головные боли. Их отличительной особенностью является то, что они возникают как ответ на перепады атмосферного давления, т.е. то, что мы называем переменой погоды (перед дождем, похолоданием или, наоборот, потеплением, при сильном ветре). Как правило, для детей, страдающих такими головными болями, характерны мокрая голова и сухое тело. Часто такая головная боль, помимо головокружения, шума в ушах и ощущения их заложенности, сопровождается тошнотой, учащенным пульсом, покраснением или побледнением кожи лица. Как правило, дети с сосудистыми головными болями подвержены частым заболеваниям уха-горла-носа и являются частыми пациентами лор-врачей.

Что делать?
Проветрить помещение, в котором находится ребенок, напоить его теплым сладким чаем. Если ребенок часто жалуется на головную боль перед непогодой или во время нее, это может быть признаком гипертонической болезни или артериальной гипотонии. Таблетками такую головную боль не снять, поэтому в любом случае родителям нужно обратиться к педиатру, который не только проверит у ребенка давление, но и при необходимости (например, при подозрении на повышенное внутричерепное давление) назначит дополнительное обследование. Эффективной мерой профилактики сосудистых головных болей у детей является закаливание, которое проводится постепенно и желательно под наблюдением врача.

В последнее время наиболее часто встречающимися головными болями, которыми на сегодняшний день страдают дети с 1-го класса и до окончания школы, являются функциональные головные боли, или головные боли, связанные с напряжением.
Если для головной боли, вызванной, например, резким сужением или расширением сосудов (сосудистой головной боли), характерно ощущение распирания, и после рвоты ребенку становится легче, то при головных болях напряжения дети жалуются на то, что голову будто сжимает, ребенок испытывает мышечное напряжение.

Еще одной особенностью таких головных болей является то, что они никогда не случаются по ночам, но практически всегда бывают во второй половине дня, т.е. во время занятий в школе.
К сожалению, дети XXI века, века развития новейших технологий, всеобщей компьютеризации, чрезвычайно перегружены. Эта перегрузка и является основной причиной возникновения головных болей напряжения. Родители по понятным причинам хотят, чтобы их дети имели хорошее образование, уже с первого класса знали бы иностранный язык, хорошо рисовали, танцевали и т.д. Поэтому нередко сегодня мы видим, что многие родители, помимо школы, водят ребенка на всевозможные кружки, дополнительные занятия по различным предметам, в спортивные секции.

Даже придя домой, у ребенка часто не хватает времени отдохнуть, поскольку ему ведь еще необходимо сделать домашнее задание. Иногда в общей сложности занятия в школе, выполнение домашнего задания, посещение кружков и секций по времени занимают у детей до 12 часов в день, притом рабочий день взрослого составляет 8 часов. Родители считают, что такая нагрузка вполне по силам ребенку: требования к нему растут, напряжение увеличивается.
В результате к концу первой четверти ребенок заметно слабеет, падает его успеваемость, он становится капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, быстро устает.

Наверняка многие родители не раз замечали у своего ребенка такие симптомы, как подергивания плечами, частое моргание, выраженная утомляемость, которые являются не чем иным, как проявлениями нервного тика (невроза навязчивых состояний). Подобные симптомы являются прямым следствием перегрузки организма. Неврозы — это реакция организма на нагрузки, с которыми он не может справиться.

Перегрузка организма, выражающаяся, в том числе, головными болями напряжения, сказывается не только на нервной системе ребенка — страдают и другие системы: мышечная, сердечно-сосудистая, эндокринная, иммунная.
Образование, несомненно, очень важная составляющая успешности в дальнейшей жизни ребенка, но родители должны понимать, что ко всему нужен разумный подход. В погоне за знаниями можно упустить момент, когда ребенок перестанет справляться с все возрастающими нагрузками, и эпизодические головные боли перерастут в более тяжелое состояние. Родителям следует помнить, что физический ресурс детского организма не безграничен, его нервная система еще не вполне сформирована.

Что делать?
В условиях огромных нервных (и эмоциональных, и физических) перегрузок, когда ребенок вынужден помногу заниматься, долго сидеть за компьютером, соответствовать требованиям педагогов и родителей, огромное значение приобретает выбор правильного режима, в котором будут сочетаться умственная, физическая активность, полноценный отдых, прогулки на свежем воздухе.

Безусловно, при головных болях напряжения ребенку необходима квалифицированная помощь врача-невролога, который способен правильно оценить состояние здоровья ребенка и дать необходимые рекомендации. Однако не менее важным в данной ситуации является внимание к ребенку со стороны родителей. Внимание, которое заключается не в постоянных требованиях и указаниях, а построении доверительных отношений с ребенком. Предъявляемые ребенку требования быть более собранным, более ответственным, внимательным заранее формируют у него напряжение, неуверенность в себе, тревожность. Ребенок не должен идти в школу со страхом не справиться, не смочь соответствовать новым требованиям. В силах родителей избежать ненужного напряжения.

Еще один важный момент. На простой вопрос «Смотрите ли Вы ребенку в глаза, когда общаетесь с ним?» большинство родителей отвечает утвердительно, но при детальном рассмотрении ситуации оказывается, что никто этого не делает. Общение с ребенком происходит мимоходом, родители в этот момент не уделяют внимание исключительно ребенку, часто разговаривают с ним, одновременно занимаясь какими-то делами.

Когда ребенок приходит из школы, постарайтесь поговорить с ним о том, как прошел его день, какие события произошли, с кем он познакомился и т.д. Хорошей традицией были и остаются семейные ужины (желательно при выключенном телевизоре), когда за столом собираются все члены семьи, делятся друг с другом новостями, обсуждают то, что произошло за день. В это время ребенок не только ощущает заботу и интерес к своим нуждам, проявляемые родителями, но и «разгружается» психологически — его выслушивают.

Довольно распространенной ошибкой родителей является то, что они ограничивают занятия ребенка спортом, видя, что он устает от нагрузок, в то время как физическая активность самым благотворным образом действует на нервную систему ребенка, позволяя переключиться с умственной деятельности, отвлечься. Кроме того, физические упражнения способствуют насыщению легких и мозга кислородом, тогда как его нехватка провоцирует головные боли.

Неврозы и навязчивые состояния во многом результат длительного сидения за компьютером. Не секрет, что всплеск случаев неврозов у детей совпал с волной распространения компьютеров 10 лет назад. Однако прежде чем запретить ребенку сидеть за компьютером, нужно предложить ему альтернативное времяпровождение.
Что же касается детей более старшего возраста, подростков, то головные боли у них происходят чаще всего в результате утомляемости.

Ученики выпускных классов вынуждены помногу заниматься. Постоянно находясь в душных помещениях, сидя за компьютером, а в часы отдыха чаще всего перед телевизором, в итоге на свежем воздухе они проводят 1-1,5 часа в неделю. Между тем, ребенок очень многое может сделать, если его день правильно организован.
Не секрет, что половину времени сидения за компьютером подростки тратят не функционально. Ежедневное расписание поможет провести день максимально продуктивно и с пользой для здоровья.