Больница — учреждение, где помогают заболевшим людям. Но каким бы «милосердным» оно ни было, все же это место отчасти пугающее, особенно для детей, которым необходимо провести в ней некоторое время. Как сделать так, чтобы больница для ребенка не стала «каторгой», и как помочь малышу адаптироваться к неизвестным и пугающим его условиям пребывания в стационаре?
К каждому возрасту должен быть определенный подход.
Рассмотрим, как адаптировать к пребыванию в больнице ребенка в возрасте от рождения до трех лет.
Дети такого возраста находятся в больнице вместе со своими родителями, которые ухаживают за малышом и несут за него ответственность перед медперсоналом. Поэтому вся эмоциональная нагрузка в основном ложится на плечи родителя, который находится возле ребенка. А адаптация малыша к больнице при нахождении рядом с ним родного взрослого проходит достаточно легко.
Основные правила
При помещении в стационар необходимо сразу же наладить доброжелательные отношения с соседями по палате, медперсоналом и докторами. Сделав это, можно рассчитывать на их поддержку и понимание в любой ситуации.
Каким бы маленьким ни был ребенок, его нужно с первого дня пребывания в больнице приучать к больничному распорядку. В противном случае его адаптация будет проходить болезненно.
Родители, пребывающие вместе с малышом в больнице, должны быть спокойными и уравновешенными, так как малыш, глядя на взрослых, будет судить о ситуации и беспокойство взрослых может передаться ему.
Госпитализация ребенка в больницу не должна быть трагедией для взрослых. По крайней мере, не нужно показывать малышу своих чувств. Не надо «накручивать» себя, родственников и ребенка, иначе родительские переживания могут помешать лечению, а напуганный малыш станет чувствовать себя в больнице неуверенно.
Взрослые должны взять себя в руки и помнить о том, что главное в данный момент — здоровье ребенка. Сдержанное поведение взрослых облегчит работу доктору, ему не нужно будет отвлекаться от лечения малыша, утешая родителей.
Задавайте вопросы
Пребывая в больнице, не стесняйтесь задавать вопросы. Каждый имеет право знать о состоянии здоровья своего ребенка, о том, какие прогнозы дают медики, какое лечение предписано малышу. Но при этом нужно соблюдать определенные правила. Лучше заранее подготовить список вопросов, желательно в письменном виде. Ответы на вопросы тоже лучше записывать, иначе можно забыть важные рекомендации врачей. Если задавать вопросы врачам хаотично, то пользы от их ответов будет мало и они могут только запутать.
Главное — вежливость!
Вежливость во время пребывания в больнице с ребенком очень важна. Зачастую родители в состоянии возбуждения проявляют агрессию по отношению к врачу и медперсоналу. Родители начинают требовать от врача порой невозможного: сразу же поставить диагноз и дать прогноз без полного обследования.
Понять родителей можно: они переживают за здоровье своего малыша. Но при выраженной агрессии врач будет стараться меньше общаться с такими родителями, что не принесет им пользы. Доброжелательный настрой родителей по отношению к медперсоналу поможет последним спокойно выполнять свои обязанности.
Никогда не нужно спорить с врачами по поводу медицинских манипуляций и назначений. Нужно понимать, что врачи лучше родителей знают, что необходимо больному ребенку. Вмешательство родителей в лечебный процесс может только навредить.
Часто родители желают сопровождать своего ребенка во время медицинских процедур. Доктор сам может предложить им присутствовать на процедурах.
Однако, если он этого не сделал, родители не должны настаивать на своем присутствии, так как их нервозность может передаться малышу. В таком случае будет лучше, если ребенок останется наедине с медперсоналом.
Поступив в больницу с ребенком, родители должны все записывать: имена докторов, распорядок дня, список разрешенных продуктов, время посещения. Зная распорядок и режим отделения больницы, нужно его строго соблюдать. Посещать малыша (если он лежит один) нужно строго в отведенное время.
Если медперсонал делает замечания по поводу поведения ребенка, не стоит сразу же вставать на его защиту или оправдываться. Нужно вежливо выслушать и спросить совета, как правильно нужно было поступить ребенку.
И вообще, не следует пренебрегать советами медперсонала, так как у медицинских работников больше опыта в таких вопросах.
Все, что необходимо
В вопросе передач для ребенка неплохо было бы поинтересоваться у медперсонала тем, какие вещи и продукты ему необходимы. При нахождении ребенка одного в больнице нужно регулярно справляться у него о наличии туалетной бумаги, зубной пасты и т. д., так как ребенок сам может забыть сообщить об этом родителям. Еду следует приносить регулярно и в небольшом количестве, чтобы продукты не испортились и не переполнили холодильник. Также нужно забирать продукты, не съеденные малышом в течение 2-3 дней. Долгое нахождение в холодильнике невостребованных продуктов может привести к их порче и вызвать замечание медперсонала.
При нахождении ребенка одного в больнице нужно следить за наличием у него запасного комплекта чистого белья (грязное белье нужно регулярно забирать). Наличие мобильного телефона придаст ребенку уверенность в том, что он не одинок и может всегда позвонить домой. Во время разговоров по телефону с малышом нужно обсуждать, как прошел день.
При чрезмерной робости и стеснительности ребенка желательно найти ему в палате сверстника или близкого по возрасту товарища, который взял бы над ним «шефство». Это поможет адаптироваться ребенку в отделении больницы.
Навещая больного ребенка в больнице, родители могут иногда слышать от него рассказы о «тяготах» больничной жизни, малыш начинает жалеть себя. У родителей после этих слов создается жуткое впечатление о больнице, но сам малыш уже через десять минут после ухода взрослых активно и весело играет с соседями по палате.
При соблюдении правил пребывание малыша в стационаре будет не столь «мучительным», как представляется на первый взгляд.