Школьный сколиоз. Как выбрать школьный ранец


Функциональные отклонения и заболевания костно-мышечной системы у многих детей формируются в период обучения в школе. По современным данным, у 40-80% детей выявляются различные нарушения осанки, в том числе у 3-10% из них – нарушения позвоночника, называемые «школьным сколиозом».

Поза «сидя за учебниками» или компьютером становится тяжким испытанием для всего опорно-двигательного аппарата.
Если ребенок ежедневно испытывает значительные весовые нагрузки (перенося в школу и обратно тяжелый «багаж знаний» в неправильно подобранном портфеле, рюкзаке или ранце), это может привести к неправильному формированию скелета.
Неправильные статические положения тела за школьные годы становятся привычными и быстро приводят к деформации детского позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей, включая стопы, таза. Сколиотическая деформация позвоночника и плоскостопие представляют собой крайние проявления неправильной нагрузки, которая радикально нарушает осанку.

Осанка — это привычное вертикальное положение тела, обусловленное двигательным стереотипом, мышечным балансом и скелетным равновесием. Осанка определена человеческой конституцией, его генотипом; по сути, она является врожденным свойством индивидуума, однако в процессе развития осанка способна к совершенствованию. Это показатель здоровья человека.

В научном понимании осанка — способ построения биомеханической схемы в вертикальном положении. Такое построение определяется рядом безусловных рефлексов – двигательным стереотипом, который должен «выстроить» из сегментов тела человека конструкцию, способную противостоять силам гравитации, инерции, обеспечить вертикальное положение тела и движение.

Передвижение человека происходит за счет перемещения мышцами сегментов тела по отношению друг к другу.
К сожалению, мышцы при длительном напряжении имеют свойство уставать, поэтому тело старается принять такое положение, когда не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Это состояние называется балансом вертикальной позы. При неправильном выравнивании баланса нарушается осанка, что приводит к дискомфорту, болям в спине, заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Именно в раннем школьном возрасте закладывается невеселая перспектива, когда, став взрослым, человек страдает болями в спине, сколиозом, остеохондрозом, становится посетителем кабинетов вертебрологов, неврологов, мануальных терапевтов, специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре и массажу.
Поэтому о правильной осанке надо заботиться с детства.

Кроме того, осанка, являясь «языком тела», дает представление о самоощущении человека в этой жизни. Так, человек с хорошей осанкой больше уверен в себе, своих силах, он привлекает внимание окружающих. Осанка становится как бы визитной карточкой человека.

В наш цифровой век в школьном образовании активно используются электронные дневники, учебники, букридеры и прочие гаджеты, которые добавились к традиционным учебникам, тетрадям, пеналам и т.д. — всему, что требуется на каждом уроке. В чем же удобнее приносить в школу все это богатство? Можно — в традиционном портфеле, ученическом ранце, школьном рюкзаке, сумке. А в чем удобнее -давайте разбираться.


— AD —

Как выбрать школьный ранец

В школу с портфелем ходили еще наши бабушки и дедушки. Найти сегодня в магазине школьный портфель довольно трудно. И портфель, и ранец имеют жесткий каркас и хорошо сохраняют форму, но портфель носят в руке, а ранец снабжен плечевыми ремнями. Школьный рюкзак не имеет (в отличие от ранца) жесткого каркаса. Чему же отдать предпочтение?

Для первоклассников и учащихся начальной школы ортопеды и гигиенисты советуют приобрести школьный ранец. Он соответствует установленным нормативам. Масса ранца с комплектом учебников не должна превышать 1/10 массы тела ребенка. Для учеников 1-го класса — это 1,5 кг, для 2-4 классов — 2 кг; сам ранец не должен быть тяжелее 700 г.
Жесткий внутренний каркас ранца помогает так распределить содержимое, чтобы острые края учебников не врезались в спину. В таком ранце тетради и книги не мнутся.

Спинка ранца должна быть полужесткой и иметь специальные массажные профили, которые обеспечивают циркуляцию воздуха (несколько плотных подушечек, обтянутых сетчатой тканью). Ранец должен поддерживать правильную осанку, уменьшать давление на позвоночник, это важно для неокрепшей спины.

Для плеч и шеи ученика самые удобные лямки S-образной формы, они снабжены набивкой и регулируются по длине. Даже при набитом до отказа ранце такие лямки не будут врезаться в плечи.
В продаже есть ранцы с регулируемой высотой спинки; она не должна превышать 300-360 мм; ширина ранца — 60-100 мм, высота его передней стенки — 220-260 мм (последнее важно, так как регулирует центр тяжести).
Верхний край ранца не должен упираться в затылок школьника, нижний — давить на поясницу.

На всех поверхностях ранца должны быть закреплены светоотражающие элементы, издалека видные на дороге в темное время суток, а флюоресцирующий материал оранжевого цвета хорошо заметен при дневном свете и в сумерках.
Ранцы делают из прочного водонепроницаемого материала, который легко чистится.
Закрывается ранец на застежку-молнию или с помощью металлического или пластмассового замка, учитывающего силу детской руки.

Что качается цветовой гаммы ранца, то психологи отдают предпочтение ярким, радостным расцветкам, а мамы — более практичным, немарким тонам. В заключение несколько слов о химической безопасности материалов для ранца. Соответствующие требования представлены в техническом регламенте «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». С декларацией о соответствии товара этим требованиям вас должен ознакомить продавец.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам правильно подготовить ребенка к школе.