— физиологический процесс восприятия человеком величины, формы и цвета предметов, их взаимного расположения и расстояния между ними, дающий возможность ориентироваться в окружающем мире. Человеческий глаз воспринимает лишь световые волны определенной длины — от 302 до 950 нм. Лучи меньшей и большей длины, называемые соответственно ультрафиолетовыми и инфракрасными, не вызывают у человека зрительных ощущений.
Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на его светочувствительную оболочку (сетчатку), в частности на ее клетки — колбочки и палочки, и вызывают в них нервное возбуждение. Это возбуждение передается по зрительному нерву в корковый центр 3., расположенный в затылочных долях мозга (см. Центральная нервная система, головной мозг). Здесь световые раздражения воспринимаются в виде определенных образов, впечатлений.
В сетчатке насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 120 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной области сетчатки, называемой желтым пятном. По мере удаления от центра количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки обладают очень высокой световой чувствительностью, поэтому они обеспечивают 3. в сумерки или ночью. Ночное 3. имеет важное значение для ориентации человека в условиях пониженного освещения, но при этом плохо различаются цвета, форма и детали предмета. Ночное 3. часто нарушается при нехватке в пище витамина А (см. Витаминная недостаточность). Колбочки, менее чувствительные к слабому освещению, в основном обеспечивают дневное 3. и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета.
Желтое пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек, является местом наиболее четкого так наз. центрального зрения. Другие отделы сетчатки обусловливают боковое, или периферическое, зрение, при к-ром форма предмета воспринимается менее четко. Центральное зрение обес- печивает возможность рассматривать мелкие детали предметов, периферическое — возможность ориентироваться в пространстве.
Чувствительность сетчатки глаза к свету очень высока. Свет обыкновенной свечи воспринимается темной ночью на расстоянии нескольких километров. Высокая приспособительная способность органа 3. изменять эту чувствительность позволяет видеть и при ярком свете, и в темноте.
Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название адаптации. Для наступления полной адаптации обычно требуется некрое время.
Исключительно важна способность глаза различать огромное разнообразие цветовых оттенков. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. М. В. Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета — красный, зеленый и фиолетовый (или синий), а остальные можно получить комбинацией этих трех цветов. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельмгольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из к-рых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз цветовых лучей возбуждаются соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать все разнообразие цветовых оттенков. Трехкомпонентная теория цветового зрения — наиболее принятая, но не единственная (см. Цветовая слепота).
Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения. Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. У большинства людей минимальная величина угла зрения равна 1 мин. Острота зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения в 1 мин., принята за единицу остроты зрения, но это средняя величина нормы. У некрых людей глаз может обладать остротой зрения, несколько меньшей, чем единица, а у других — превышающей единицу. Для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами, на к-рые нанесены испытательные знаки различной величины — буквы, кольца, картинки. Для оценки периферического зрения на специальных приборах (периметрах) определяют границы поля зрения, т. е. части пространства, видимой неподвижным глазом.
При рассматривании предмета обоими глазами его изображение попадает на идентичные точки сетчаток обоих глаз, и человек видит предмет не раздвоенным. Если изображение предмета попадает на неодинаковые участки сетчатки обоих глаз, то возникает впечатление двоения. Нормальное совместное 3. обоими глазами называют бинокулярным, или стереоскопическим; оно обеспечивает четкое объемное восприятие рассматриваемого предмета и правильное определение его местоположения в пространстве.
Для сохранения нормального 3. боль-ч шое значение имеет создание благоприятных гигиенич. условий. В этом отношении очень важно правильное и достаточное освещение. Для беспрепятственного попадания в помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Естественная освещенность в помещении зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые, преимущественно желтозеленые тона.
Для искусственного освещения используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами. Особенно хорошее освещение дают люминесцентные лампы. Свет этих ламп близок к дневному и приятен для глаз. Дома для занятий днем должно быть отведено светлое место у окна. В вечернее время нужно пользоваться лампой в 40—60 вт с матовым колпаком. Расположить ее на столе надо так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались вргени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть в среднем 30—35 см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения 3. и дает возможность сидеть не наклоняясь. Нельзя читать при плохом освещении, на ходу, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта затрудняет чте-н-ие, побуждает чрезмерно приближать текст к глазам, вызывает быстрое утомление.
Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30—40 мин. занятий нужно устраивать 10-минутный отдых. При просмотре телевизионных программ нужно находиться от экрана на расстоянии не ближе 2,5 м. Комната в это время должна быть умеренно освещена. Особое внимание следует обращать на гигиену 3. у детей. С этой целью разработаны нормы зрительной работы для детей. Необходимо следить за их правильной посадкой во время занятий, за должной освещенностью рабочих мест и строгим соблюдением режима дня. При малейших жалобах ребенка на нарушение 3., утомляемость глаз надо срочно показать его глазному врачу.
Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на его светочувствительную оболочку (сетчатку), в частности на ее клетки — колбочки и палочки, и вызывают в них нервное возбуждение. Это возбуждение передается по зрительному нерву в корковый центр 3., расположенный в затылочных долях мозга (см. Центральная нервная система, головной мозг). Здесь световые раздражения воспринимаются в виде определенных образов, впечатлений.
В сетчатке насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 120 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной области сетчатки, называемой желтым пятном. По мере удаления от центра количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки обладают очень высокой световой чувствительностью, поэтому они обеспечивают 3. в сумерки или ночью. Ночное 3. имеет важное значение для ориентации человека в условиях пониженного освещения, но при этом плохо различаются цвета, форма и детали предмета. Ночное 3. часто нарушается при нехватке в пище витамина А (см. Витаминная недостаточность). Колбочки, менее чувствительные к слабому освещению, в основном обеспечивают дневное 3. и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета.
Желтое пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек, является местом наиболее четкого так наз. центрального зрения. Другие отделы сетчатки обусловливают боковое, или периферическое, зрение, при к-ром форма предмета воспринимается менее четко. Центральное зрение обес- печивает возможность рассматривать мелкие детали предметов, периферическое — возможность ориентироваться в пространстве.
Чувствительность сетчатки глаза к свету очень высока. Свет обыкновенной свечи воспринимается темной ночью на расстоянии нескольких километров. Высокая приспособительная способность органа 3. изменять эту чувствительность позволяет видеть и при ярком свете, и в темноте.
Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название адаптации. Для наступления полной адаптации обычно требуется некрое время.
Исключительно важна способность глаза различать огромное разнообразие цветовых оттенков. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. М. В. Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета — красный, зеленый и фиолетовый (или синий), а остальные можно получить комбинацией этих трех цветов. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельмгольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из к-рых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз цветовых лучей возбуждаются соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать все разнообразие цветовых оттенков. Трехкомпонентная теория цветового зрения — наиболее принятая, но не единственная (см. Цветовая слепота).
Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения. Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. У большинства людей минимальная величина угла зрения равна 1 мин. Острота зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения в 1 мин., принята за единицу остроты зрения, но это средняя величина нормы. У некрых людей глаз может обладать остротой зрения, несколько меньшей, чем единица, а у других — превышающей единицу. Для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами, на к-рые нанесены испытательные знаки различной величины — буквы, кольца, картинки. Для оценки периферического зрения на специальных приборах (периметрах) определяют границы поля зрения, т. е. части пространства, видимой неподвижным глазом.
При рассматривании предмета обоими глазами его изображение попадает на идентичные точки сетчаток обоих глаз, и человек видит предмет не раздвоенным. Если изображение предмета попадает на неодинаковые участки сетчатки обоих глаз, то возникает впечатление двоения. Нормальное совместное 3. обоими глазами называют бинокулярным, или стереоскопическим; оно обеспечивает четкое объемное восприятие рассматриваемого предмета и правильное определение его местоположения в пространстве.
Для сохранения нормального 3. боль-ч шое значение имеет создание благоприятных гигиенич. условий. В этом отношении очень важно правильное и достаточное освещение. Для беспрепятственного попадания в помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Естественная освещенность в помещении зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые, преимущественно желтозеленые тона.
Для искусственного освещения используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами. Особенно хорошее освещение дают люминесцентные лампы. Свет этих ламп близок к дневному и приятен для глаз. Дома для занятий днем должно быть отведено светлое место у окна. В вечернее время нужно пользоваться лампой в 40—60 вт с матовым колпаком. Расположить ее на столе надо так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались вргени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть в среднем 30—35 см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения 3. и дает возможность сидеть не наклоняясь. Нельзя читать при плохом освещении, на ходу, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта затрудняет чте-н-ие, побуждает чрезмерно приближать текст к глазам, вызывает быстрое утомление.
Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30—40 мин. занятий нужно устраивать 10-минутный отдых. При просмотре телевизионных программ нужно находиться от экрана на расстоянии не ближе 2,5 м. Комната в это время должна быть умеренно освещена. Особое внимание следует обращать на гигиену 3. у детей. С этой целью разработаны нормы зрительной работы для детей. Необходимо следить за их правильной посадкой во время занятий, за должной освещенностью рабочих мест и строгим соблюдением режима дня. При малейших жалобах ребенка на нарушение 3., утомляемость глаз надо срочно показать его глазному врачу.