— расстройство темпа и ритма речи в виде кратковременной задержки звуков и слогов или их повторения. Обычно 3. возникает у детей дошкольного возраста, чаще у мальчиков. 3. может быть следствием испуга, конфликтной ситуации в семье, инф. заболевания, травмы головы и др.; иногда к 3. приводит подражание неправильной речи родителей, родственников, других детей. Чаще 3. возникает у легко возбудимых детей со слабой нервной системой. При благоприятной обстановке в семье и детском коллективе оно может пройти без лечения, но чаще остается, а нередко даже усиливается (особенно в юношеском возрасте). После 25—30 лет 3. обычно уменьшается, а в зрелом и пожилом возрасте наблюдается крайне редко.
Дети с 3. тяжело переживают свой недостаток, становятся нелюдимыми, робкими, вспыльчивыми, стесняются говорить при посторонних; во время 3. они краснеют, потеют. Волнение, как правило, усиливает 3., к-рое нередко сопровождается непроизвольными движениями рук, ног, напряжением мышц лица и т. п. Иногда лица, страдающие заиканием (сами или по совету окружающих), добиваются внешне более плавной речи, вставляя какойнибудь слог или слово в образующуюся при 3. паузу. Этого делать не следует, т. к. использование дополнительных слов и слогов переходит в привычку, часто остается на всю жизнь и засоряет речь.
Лечение 3. надо начинать как молено раньше. Прежде всего нужно создать доброжелательную спокойную обстановку в семье и в коллективе, не фиксировать внимание ребенка на 3. Иногда после смены коллектива (напр., переход в другую школу) 3. проходит. Для лечения 3. следует обратиться к логопеду, к-рый занимается с ребенком по спец. программе, как правило, при участии психоневролога, помогающего ребенку избавиться от страха при разговоре, стать уверенным, спокойным. Некрым детям назначают общеукрепляющее и успокаивающее лечение. Обращение к логопеду необходимо также и в тех случаях, когда родители ребенка, страдающего 3., сами заикаются. При рано начатом и систематическом лечении 3. проходит или значительно уменьшается. См. также Логопедия.
Дети с 3. тяжело переживают свой недостаток, становятся нелюдимыми, робкими, вспыльчивыми, стесняются говорить при посторонних; во время 3. они краснеют, потеют. Волнение, как правило, усиливает 3., к-рое нередко сопровождается непроизвольными движениями рук, ног, напряжением мышц лица и т. п. Иногда лица, страдающие заиканием (сами или по совету окружающих), добиваются внешне более плавной речи, вставляя какойнибудь слог или слово в образующуюся при 3. паузу. Этого делать не следует, т. к. использование дополнительных слов и слогов переходит в привычку, часто остается на всю жизнь и засоряет речь.
Лечение 3. надо начинать как молено раньше. Прежде всего нужно создать доброжелательную спокойную обстановку в семье и в коллективе, не фиксировать внимание ребенка на 3. Иногда после смены коллектива (напр., переход в другую школу) 3. проходит. Для лечения 3. следует обратиться к логопеду, к-рый занимается с ребенком по спец. программе, как правило, при участии психоневролога, помогающего ребенку избавиться от страха при разговоре, стать уверенным, спокойным. Некрым детям назначают общеукрепляющее и успокаивающее лечение. Обращение к логопеду необходимо также и в тех случаях, когда родители ребенка, страдающего 3., сами заикаются. При рано начатом и систематическом лечении 3. проходит или значительно уменьшается. См. также Логопедия.