Какие продукты давать детям вместе, а какие раздельно


Некоторые ингредиенты пищевых продуктов наилучшим образом усваиваются и «работают» в организме вместе с другими продуктами. То есть существуют продукты-друзья, помогающие друг другу, и продукты-противники, которые друг другу очень мешают.


— AD —

Питаться раздельно?

Как экспериментально доказал академик Иван Павлов, на каждый отдельный вид пищи вырабатываются пищеварительные соки своего специфичного состава: «мясной» сок, «молочный», «хлебный»… Основываясь на этих данных, американский ученый Герберт Шелтон разработал теорию раздельного питания, утверждая, что продукты, усваиваемые в одиночку или в определенных сочетаниях, очень часто несовместимы в других сочетаниях и не смогут правильно усвоиться в организме.
Рациональное зерно в этом учении есть.
С учетом его рассмотрим те сочетания продуктов, которых стоит избегать. По крайней мере в детском питании.

Сразу два белка-задача нелегка

Не стоит давать ребенку два концентрированных белковых продукта сразу. Это нелегко для пищеварения, ведь для усвоения того или иного белкового продукта необходимы разные условия и ферменты. Так, яйца, богатые серосодержащими аминокислотами, требуют иного времени выделения сока, нежели мясо или молочные продукты. Выходит, традиционный бифштекс с яйцом — это не лучший вариант блюда. Для ребенка целесообразнее сегодня рубленый бифштекс, а завтра яичница. Можно дать и в течение одного дня к завтраку, например, яйцо всмятку или омлет, а к обеду рубленое паровое мясное блюдо.

Правило таково: одно белковое блюдо в один прием. Нежелательно совмещать орехи и мясо, сыр и мясо, а также сыр и яйца. Это тяжело и для почек.
Разумеется, не доводите все до абсурда.
В рыбный фарш, например, при желании можно добавить яйцо. На изрядное количество фарша один белок—это нормально.

Помидорам от крахмала толку будет очень мало

Первый этап воздействия на крахмалы происходит уже во рту с помощью фермента птиалина. Лучше всего он действует в щелочной среде. Фруктовые кислоты мешают расщеплению крахмала на начальном этапе пищеварения и могут способствовать процессам брожения в кишечнике. Поэтому помидоры не стоит сочетать с крахмалистым картофелем. Полезнее есть их с листовыми овощами и с жировой заправкой, ибо бета-каротин (провитамин А) без жиров плохо усваивается. Полезен, например, салат из томатов, сладкого перца и шпината, заправленный сметаной или растительным маслом.

Вместе с маслом джем полезен не всем

Бутерброд с маслом не вызовет неприятностей у дошколенка. Но если сверху положить еще джем, мармелад или варенье, у ребенка с чувствительным пищеварением возможен дискомфорт в животике из-за повышенного газообразования. Дело в том, что сахар всегда усваивается первым, и расщепление крахмала, превращение его в сахар будет задержано.
Обилие сладкого вообще при любом пищевом рационе стойко препятствует выделению желудочного сока и сильно тормозит процесс пищеварения. А если маленький сладкоежка скушает слишком много конфет за раз, желудочная секреция будет заметно подавлена.

Шелтон не советует также добавлять в каши сахар; в ответ на него рот сразу наполняется слюной, в которой не хватает птиалина, а он должен расщеплять углеводы, содержащиеся в кашах. В желудке же углеводистая пища (каша) не может своевременно перевариться, если не была обработана птиалином слюны. Не зря разумные мамы не позволяют детям есть сладкое перед едой.

Нефизиологичными ученый считает и продукты детского питания из молока, муки или крупы, ведь у чувствительных детей смеси из крахмала и сахара, да еще с молоком «могут вызвать в кишечнике брожение с вредными последствиями». Да и привычка есть подслащенные блюда нередко остается на всю жизнь, способствуя накоплению избыточного веса.

Бобовые — продукты особые

Горох, фасоль, бобы, чечевица считаются трудными для переваривания. Сухие бобовые — не самая удачная смесь питательных веществ для ребенка. Особые белки этих культур в сочетании с содержащимся в них же крахмалом предъявляют высокие требования к пищеварению, поэтому используются редко, да и то лишь у детей старше 7 лет. Все это не относится к зеленым бобам, стручковой фасоли и стручковому горошку, содержание крахмала в которых ничтожно, а клетчатка менее грубая.

Вместе мы — сила!

Отдельные элементы пищевых продуктов (нутриенты), попадая в наш организм, нередко не только не мешают друг другу, а напротив, подобно членам дружного трудового коллектива успешно сотрудничают.
Многие витамины могут в полной мере проявить свою активность лишь в содружестве с теми или иными минералами и микроэлементами.

Витамин А (ретинол) и компания

Этому витамину необходимо дружеское участие кальция, магния, фосфора и цинка. Как создать для дошколенка такой альянс, скажем, к завтраку? Берем на две порции омлета два яйца (богатый источник витамина А. фосфора и цинка).

Взбиваем яйца с тремя столовыми ложками молока (источник кальция). На сковороде с маслом пассеруем нарезанные кружочками помидоры и кусочки брокколи.
Обе эти культуры—лучшие источники селена и бета-каротина (провитамин А). Заливаем овощи взбитыми с молоком яйцами, ставим в разогретую духовку и через несколько минут получаем вкусный и сочный омлет с овощами. На десерт — банан, богатый источник магния. Он и послужит последним аккордом этой прекрасной витаминно-минеральной сюиты.

На полдник можно приготовить зимний фруктовый салат из банана, консервированного ананаса и яблока с живым биойогуртом. Этот салат усилит позицию кальция и расширит ассортимент витаминов, попутно добавив биокультуры, благотворно влияющие на микрофлору.

Вовсе не обязательно, чтобы вся группа поддержки присутствовала в одном блюде. Захотелось малышу на ужин, положим, спагетти. Подайте сначала салат из свежих овощей со стручком сладкого перца (бета-каротин и витамин С) и листовой зеленью (витамин С, фолиевая кислота, кальций, железо, магний, фосфор и калий). Листовой салат выгодно отличается витаминным и минеральным составом от остальных овощей. В нем есть такие ценные микроэлементы, как медь, цинк, кобальт, марганец, молибден, а также титан, бор и йод. После салата — спагетти со сливочным маслом (витамин А) и тертым сыром (ценный животный белок, много кальция).

К чаю предложите сушеные финики (магний, кальций, фосфор). Тогда организм малыша не упустит ни одной молекулы витамина А, содержащегося в сливочном масле.

Витамины группы В со своим коллективом

Этим витаминам особо свойственен коллективизм. Кроме тех минералов, которые нужны витамину А, им требуется поддержка еще и железа, меди, кобальта и марганца.
Как собрать эту компанию на обед? Готовим на первое овощной суп с шампиньонами. Грибы — источник клетчатки, микроэлемента селена, витаминов В2, и РР (ниацина). На второе — бефстроганов из печенки. В этом блюде содержатся почти все витамины группы В. Кроме того, в печенке есть ретинол (витамин А) и дружественные витаминам В-группы минералы и микроэлементы (кобальт, медь, железо, магний, фосфор). Такой обед принесет большую пользу детям старше 4 лет.

Витамин С со свитой

Этот витамин — «генерал» среди нутриентов. Ему нужна многочисленная свита, чтобы он полностью проявил в организме свои лучшие качества. Самые приближенные персоны «генерала» — рутин и гесперидин. Они почти всегда присутствуют в растительных продуктах. В цитрусовых рутин находится в белой прослойке между дольками фрукта и под ароматной кожурой.

В большинстве источников витамина С (зелень, овощи, ягоды, фрукты) есть и минералы. Исключение составляет кобальт, он содержится в продуктах животного происхождения. Так что десертные блюда из свежих ягод со сливками, йогуртом или творожком можно считать удачными, ведь они содержат полную группу поддержки витамина С.

С овощами еще проще. Положите в борщ с мясом брюссельскую капусту (перед окончанием варки), и вот вам витаминное блюдо с полным набором необходимых минеральных веществ и микроэлементов.