Завтрак первоклассника: меню, режим питания. Когда лучше завтракать первокласснику


Младший школьный возраст — это сложный период в жизни каждого ребенка. У первоклашки появляются новые обязанности, новые правила жизни и знания. Все это от него требует концентрации внимания и определенной усидчивости.
Врачи уверены: от правильного питания первоклассника зависят физические и умственные способности ребенка. Сбалансированный рацион питания помогает ребенку сформировать защитные функции иммунитета, развиваться и расти правильно. Чтобы ваш ребенок-школьник, и совсем необязательно только первоклассник, был здоровым и хорошо учился, необходимо следовать простым советам.

Давайте поговорим о питании школьника на примере завтрака первоклассника. Раньше это было заботой детского сада, а теперь — только родителей. Можно ли обойтись йогуртом и чаем с бутербродом? Ну хотя бы на завтрак…
Ни в коем случае! Во-первых, нельзя взять и с 1 сентября перестроить весь режим питания ребенка. Ему и так будет нелегко. В садике будущий школьник на завтраках ел и горячую свежую кашу, и десерт. Более того, блюда в течение недели не повторялись. И ел он в одно и то же время.

Идеальным было бы весь август «тренироваться»: вставать в положенное «школьное» время и есть свежеприготовленный мамой горячий завтрак.
Во-вторых, домашнее питание большинства семей не такое уж разно- образное. 2-3 супа, 2-3 «второго» чередуются с завидным постоянством.

Запивается все это чаем с конфетами и разного рода «вкусняшками». Бывает, что поздно проснувшийся первоклассник вообще не хочет есть (он вечером объелся за обильным семейным ужином), и тогда ему предлагается перекусить «вкусненьким». Если он остается дома один, вообще неизвестно, что он ест, сидя за компьютером или у телевизора. Чаще всего продукты «ближнего доступа» из холодильника.

Надо сказать, что сейчас вообще идет массовый слом пищевого поведения. Не только бабушки, но еще наши мамы питались совсем не так, как сейчас предлагает фастфуд. И дело не только в наборе продуктов и степени их готовки. Большая часть еды сейчас, скорее, съедается не на завтрак и обед, а за ужином, когда вся семья в сборе, практически перед сном, да еще и глядя в телевизор.

Неконтролируемое потребление пищи (а когда мы смотрим телевизор, контроль за насыщением притупляется — всем знакомо «машинальное» потребление орешков, семечек или попкорна при просмотре фильмов) неизбежно ведет к развитию самых разных отклонений в работе кишечника.
Нельзя перегружать детскую пищеварительную систему в вечернее время тяжелыми белковыми продуктами, так как такая пища очень медленно переваривается, вследствие чего сон ребенка может нарушаться.
Теперь что касается блюд на завтрак. Несмотря на то, что ваш малыш уже подрос, его организм еще не может полностью разделить взрослый стол.

Ему не нужно столько же соленого, перченого, жареного, жирного. Ему не нужны наваристые супы. Ему не полезны «тяжелые» сорта мяса. Так что, мамы, придется готовить первокласснику отдельно. Или всем к нему приспособиться.
И решительно отказаться от привычки готовить суп для всей семьи сразу на неделю — чем дольше хранится (пусть даже в холодильнике) пища, тем выше вероятность кишечных расстройств. Есть некоторые виды бактерий, прекрасно размножающихся в длительно хранящихся продуктах даже при низкой температуре.

На завтрак первокласснику не стоит предлагать каждое утро чай с бутербродом. В школе вашего ребенка первый раз покормят в 10-11 часов, завтрак дома поэтому должен быть сытным. Оптимальнее всего подойдет каша, поскольку по полезности и питательности она стоит на первом месте. Если ребенок не очень привык к кашам, не нужно заставлять его. Кашу можно заменить мясными тефтелями, омлетом, творожной запеканкой или сырниками. Да, школьника можно кормить с утра и свежеприготовленным мясом. Но заметьте, когда мы говорим о мясе, речь не идет о колбасе! Конечно, не обязательно готовить ему блюдо с мясом каждое утро.

Можно сварить кашу, дать салат из свежих овощей.
Кстати, про завтраки быстрого приготовления. Каши-трехминутки по своему качеству не хуже обычных. Вот сухие смеси, которые необходимо заливать молоком, содержат много сахара, насыщают они всего на 1-2 часа.

Есть дети, которые одно не едят, другое не едят, вообще с утра не хотят есть или едят только два раза в день. Как тут быть?
Это не есть врожденные особенности.
У ребенка 6-7 лет должно быть четырех-пятиразовое питание с интервалами не более 3-4 часов. Необходимо помнить, что ребенок, которого разбудили за пять минут до завтрака, поесть нормально не может. Кроме того, часто источник пищевых капризов скрывается в раннем возрасте — так сформировали пищевые вкусы и пристрастия их родители еще на этапе прикорма малыша в первый год жизни: давали одну и ту же кашу, один сорт фруктов, чаще консервированных, вкус которых выражен не так уж ярко.

Я скажу больше: неразнообразная еда чаще устраивает не ребенка-первоклассника, а его родителей, которые то спешат, то ленятся, то устали. Да, надо учитывать инстинктивную тягу организма поедать только те продукты, которые содержат недостающие микро- и макронутриенты в наибольшем количестве. Но надо отличать инстинкт от сознательного выбора продукта, процесс поедания которого приносит удовольствие. Если ребенок поглощает копченую колбасу килограммами, это точно не инстинкты, а только способ получить удовольствие. Недаром эндокринологи ввели термин «пищевое пьянство».

Но и сейчас еще не поздно. Расширяйте вкусовые горизонты ребенка. Это гораздо полезнее, чем кормить его только тем, что он считает «вкусненьким». Помните: цель разнообразного питания — это обеспечить организм первоклассника полным набором веществ, необходимых для здоровья и нормального развития (разнообразие — не поедание пяти сортов мяса или десяти видов
овощей в неделю, разнообразное питание — это разнообразие пищевых групп: мясо, рыба, овощи, фрукты).

Посоветуйтесь со своим ребенком, спросите, что он хотел бы сам на завтрак. Если он попросит чипсы или что-нибудь подобное, мягко объясните ему, что такие продукты следует есть понемногу и не с утра.
Здесь мы подходим к главному принципу организации питания ребенка-школьника в семье. Родители заранее должны составлять неповторяющееся меню на неделю и готовить каждый раз еду только на один прием пищи.

Только тогда вашему первокласснику хватит сил и расти, и учиться, и быть здоровым, и выдерживать психологические и физические нагрузки. Кроме того, в пище ребенка на первые три месяца адаптации к школе должны быть пре- и пробиотики. Они продаются в аптеках, магазинах. Лучше приобретать современные, изготовленные специально для возраста вашего ребенка. Сделать выбор вам всегда поможет врач.

И вообще, вся еда ребенка должна быть только предназначенной для его возраста, его пищеварения и его объективных потребностей. Составьте первое меню на неделю и проконсультируйтесь с вашим педиатром, знающим вашего сына или дочку. Купите поваренную книгу и ложитесь в этом году спать пораньше!


— AD —

Примерное меню завтраков первоклассника, разработанное ГУ НИИ питания РАМН:

Понедельник: овсяная каша, бутерброд с маслом и сыром, кофейный напиток на молоке.
Вторник: оладьи с яблоками, йогурт, чай с лимоном.
Среда: детские отварные сосиски с тушеной капустой, куриное диетическое вареное яйцо, чай с сахаром, хлеб.
Четверг: рыбные котлеты с картофельным пюре, свежие огурцы, кофейный напиток на молоке, хлеб.
Пятница: запеченный пудинг из творога, домашнее варенье, чай с лимоном и хлеб.
Суббота: каша гречневая молочная, творожный сырок, чай с сахаром, хлеб.

Когда лучше завтракать первокласснику

Если ребенок проглотил в спешке завтрак и бегом помчался в школу, то уже после начала первого урока он может захотеть в туалет. Не всегда у первоклассников получается отпроситься выйти, частенько дети терпят до конца урока. В худшем случае — пока не добежит до дому, потому что многие дети испытывают трудности с привыканием к школьным туалетным комнатам. Поэтому неспешный завтрак должен быть за 30-40 минут до выхода из дома. У ребенка хватит времени на все. Родителям и ребенку придется раньше вставать? Да. А также раньше ложиться. Но зато как облегчится жизнь ребенка!
Родителям тоже нужно учиться быть хорошими родителями.