Cиндром дефицита внимания у детей: последствия, факторы провоцирующие синдром


Аббревиатура СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) знакома сейчас практически каждому родителю, чей ребенок слывет как слишком подвижный, неуправляемый, неусидчивый и неорганизованный, поскольку «модным» диагнозом ныне «награждают» врачи тех, кто по сути таковым не является.

Тем более что совсем недавно американские и немецкие психиатры представили доказательства того, что Cиндром дефицита внимания  — это не более чем миф. Так кому верить, и что делать с таким ребенком? На эти и другие вопросы попытаемся найти ответы в данной статье.


— AD —

Итак, что такое Cиндром дефицита внимания?

Согласно психологическому словарю, «Гиперактивность — это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью. Синоним: синдром дефицита внимания».

Факторы, провоцирующие синдром:
• генетический (в 70% случаях в семейном анамнезе имеются прецеденты такого поведения со стороны отца),
• внутриутробный (осложнения пренатального периода (угроза выкидыша, курение, употребление спиртных напитков, стрессовые состояния матери),
• социальный (неблагоприятные социальные условия, конфликты в семье).

Исходя из терминологии, можно составить портрет гиперактивного ребенка:
• очень подвижный,
• с хаотичными движениями и непредсказуемыми внутренними порывами,
• не может адекватно играть,
• отвечает, не выслушав до конца, не может ждать, в коммуникативной сфере часто назойлив, старается быть в центре внимания, демонстрируя негативное поведение,
• проявляет низкую фиксацию внимания.
• легко переключается на посторонние стимулы,
• допускает ошибки из-за небрежности и рассеянности,
• никогда не доводит дело до конца,
• слушает, но не слышит, избегает заданий, требующих концентрации внимания,
• протестует против вырабатывания культурно-гигиенических привычек.

Последствия Cиндрома дефицита внимания у детей

Ничто никогда не проходит бесследно, так и у этого синдрома есть свои «подводные камни». Особенно сильно это проявляется в подростковом возрасте.

Раннее начало курения, прием наркотических веществ, воровство, хулиганство — вот неполный список того, с чем могут столкнуться родители, вовремя не обратившие внимание на свое чадо и списывающие все проявления синдрома на излишнюю подвижность малыша.

Одно из главных условий воспитания гиперактивных детей любого возраста — это наличие и строгое соблюдение режима дня. Обязателен дневной сон, постепенное переключение к ночному сну с соблюдением ритуалов (расслабляющей ванны, чтения сказки, слушания спокойной музыки). Подвижные игры и активные прогулки в течение дня необходимо сменять спокойными играми и занятиями.

При обращении к ребенку желательно использовать конкретные просьбы, используя короткие предложения и пошаговые инструкции, например: «Надень сапоги» (надел), «Возьми игрушки» (взял), «Пойдем гулять на улицу» (идем).

Многие родители допускают ошибку, когда отдают гиперактивного ребенка сразу в несколько секций, отправляют на занятия, не соответствующие возрасту и количеству времени (вместо положенных в 3 года 15 минут ребенка отдают на комплексные занятия на несколько часов, к примеру, в детский центр). Наступает переутомление, которое может повлечь за собой серьезные последствия (заикание, энурез, невротические нарушения и т.п.).

При воспитании гиперактивного ребенка необходимо выработать единые требования для всех членов семьи. Обозначить в его поведении четкие границы. Договориться о правилах общения с ребенком, помня о том, что особенно негативно влияют на детей частые наказания, жесткие методы и повышенные запросы родителей.

При выполнении домашних заданий такому ребенку нужно позволять частые пятиминутные перерывы. Следует убрать подальше отвлекающие внимание предметы, выключить телевизор, чтобы задания выполнялись в тишине.
Отлаженный режим вашего ребенка принесет спокойствие и вам. Пусть родительские хлопоты приносят вам радость каждый день!