Как повысить у ребенка самооценку и уверенность в себе


Главная причина всех комплексов, тех самых, которые «родом из детства», — неуверенность в себе. Именно поэтому к воспитанию у маленького человечка высокой самооценки нужно подходить так же серьезно, как и к вопросам его здоровья и развития.


— AD —

Начало начал

Значение хорошей самооценки и уверенности в себе переоценить сложно. Эти качества — залог душевного здоровья и основа благополучия во взрослой жизни. Они помогают ставить новые цели и добиваться их, находить друзей и знакомых, быстро адаптироваться в новом коллективе, наконец, чувствовать интерес к жизни. Конечно, все дети разные. Одни общительны, решительны, знают, что им нужно, и не постесняются это попросить (или даже взять).

Они с гордостью отвергнут попытку родителей помочь им одеться, даже если новый предмет гардероба — джемпер на «молнии» — вызывает у них недоумение. Другие малыши — тихие, нерешительные, робкие — с радостью спрячутся за взрослую спину, когда придет время столкнуться с чем-то новым, требующим от них определенных усилий.

Вот основные «симптомы» зарождающейся неуверенности маленького человечка в себе:
он неохотно идет на контакт с новыми людьми сверстниками, так и со взрослыми);
он не хочет браться за новые дела, причем вы знаете, что причина этому не лень, а страх («все равно не получится»»);
отсутствие собственных целей, желаний, устремлений или очень осторожное их проявление (например, ответ «не знаю» или «как ты хочешь» на вопрос «во что ты хочешь поиграть?»).

Задушить любовью

Часто родители мало задумываются о том, что чувство уверенности в себе у своего ребенка нужно воспитывать, искренне полагая, что достаточно любить и заботиться. Это проявляется в непреодолимом желании осчастливить кроху всем, чем только можно: дорогостоящими игрушками и развлечениями, нужными и ненужными занятиями, кружками и секциями, полным гардеробом модной одежды. Такая стратегия — медвежья услуга.

Она оставляет за кадром желания самого малыша, не давая ему шанса на свое мнение и права на отказ. В итоге это приводит к тому, что дети «почему-то» вырастают безынициативными, ленивыми и неблагодарными. Совсем не нужно держать свое чадо в ежовых рукавицах, но собственное безудержное желание «творить добро» нужно контролировать.

Три подводных камня на пути к формированию уверенности в себе:
1) не переусердствуйте с похвалой, оценивать успехи своего ребенка и делать комплименты (не только его внешности) нужно обязательно. Признание талантов и достижений — прямой путь к новым свершениям. Главное, чтобы все хорошие слова были заслуженными. Так, самостоятельно выполненный в детском саду рисунок или аппликация, безусловно, нуждаются в одобрении и восхищении, а вот нахваливать ребенка по десять раз на дню за чистую тарелку или убранные игрушки не нужно.

2) не взваливайте на него груз своих ожиданий. Важно слышать собственные желания ребенка, не путая со своими собственными, и давать ему шанс попробовать их осуществить. Вообще очень часто главная причина неуверенности в себе — это страх не оправдать ожидания и разочаровать. Но ведь детство — это время, лишенное перфекционизма. Отпустите ожидания фантастического результата (стать лучшим учеником в классе, без запинки прочитать длинное стихотворение, сделать поделку, которая завоюет первый приз), но продолжайте поддерживать успехи и обсуждать причины неудач.
Кстати, последнее хорошо учит достойно принимать поражение, что, согласитесь, тоже важно, и видеть в «шишках и падениях» потенциал для дальнейшего развития.

3) откажитесь от гиперопеки. Следующий момент в воспитании такого чувства, как уверенность в себе, — это незримость родительского контроля. Он должен быть, но важно уметь создать ощущение, что многое ребенок уже может делать сам и продолжает каждый день осваивать что-то новое. Такие замечания, как «не лезь туда, а то упадешь и разобьешь коленки», «застегни куртку, или простудишься», «не будешь есть кашу, никогда не вырастешь» заставляют ребенка видеть мир полным опасностей. А ведь он совсем не такой! Родительские пессимистические предсказания могут начисто отбить у малыша охоту узнавать новое, пробовать, пытаться – его уверенность в себе и своих силах оказывается подорванной. Естественное беспокойство мамы и папы за своего ребенка (по крайней мере, виде категоричных запретов) должно уменьшаться по мере его роста.

Восемь помочь своему ребенку повысить самооценку:
Способ 1
Любите его. Можно показывать это (объятиями, поцелуями, нежными прикосновениями и «особыми» секретными жестами), рассказывать (шептать на ухо, повторять при встречах и прощаниях), проявлять в заботе или неожиданных приятных сюрпризах. Главное — делать. Ощущение ребенком того, что его любят и что он нужен, — основа уверенности в себе и самоуважения.

Способ 2
Создайте хорошие условия. Речь идет не о количестве одежды, книжек или игрушек. Четкая организация дня и определенные ритуалы (шутливые игры при пробуждении, собирание рюкзачка на прогулку, купание с любимыми игрушками и гигантскими мыльными пузырями перед сном) успокаивают кроху и придают ему уверенность в том, что его маленький мир остается неизменным. А это значит, что он может в нем хозяйничать.

Способ 3
Подавайте пример. Самооценка не наследуется, а приобретается. Дети хорошо читают родительское поведение и часто копируют его. Прежде чем «программировать» своего ребенка на успех в каком-то деле, задумайтесь, как вы ведете себя в аналогичных ситуациях. И если признаетесь, что сами не очень-то решительны, не требуйте от четырехлетнего малыша наполеоновских подвигов. Лучше попытайтесь прибавить себе уверенности. Кстати, еще одно хорошее подспорье в этом деле — уметь переносить внимание с того, что не получилось, на то, что отлично удалось («Да, сегодня ты проиграл в шашки, но у тебя была пара отличных ходов — даже я бы так не придумала»).

Способ 4
Называйте его по имени и просите так же обращаться к другим. Уверенные в себе дети чаще обращаются к сверстникам и ко взрослым по имени.
Все дело в том, что за именем стоит личность, маленькое или большое «я». Кроме того, когда ребенок привык обращаться к другим по имени, ему легче будет попросить помощи, если она ему потребуется.

Способ 5
Учите общаться, но контролируйте круг знакомых (по крайне мере до 7-10 лет).
Детская самооценка формируется под влиянием значимых для него лиц. Если представление о самом себе у трехлетнего малыша складывается в основном в стенах родного дома и под воздействием взрослых, то 6-летний ребенок уже может попасть под влияние сверстников. Не допускайте появления среди них такого товарища, который будет подавлять самооценку вашего чада и позволять по отношению к нему уничижительные замечания.

Способ 6
Учите его доводить начатое до конца. Возьмите за правило приходить на помощь только тогда, когда малыш сам об этом попросит. Правда, если он возьмет это на вооружение, поток просьб (помочь одеться, налить воды, убрать краски, завязать шнурки и т. п.) может стать бесконечным.
Мягко напоминайте, что он достаточно большой и уж это дело ему точно по плечу. Хорошей техникой отработки уверенности в себе является метод «овеществления успеха». Например, при каждой маленькой победе малыша завязывайте узелок на ленточке или прикрепляйте значок на стену. Такая «коллекция» будет напоминать ему о том, как много побед уже за спиной.

Способ 7
Не навешивайте ярлыки. Фразы вроде «Да ты неряха!» или «Ничего удивительного, ты у нас лентяй» особенно негативно влияют на формирование детской самооценки (в отличие от нейтральных замечаний «Сегодня ты очень неаккуратно сложил свои игрушки»). Вообще, если вы отмечаете у своего малыша признаки невысокой самооценки, постарайтесь быть более корректными и не позволять себе даже шутливых замечаний, которые могли бы его ранить. Ведь для того чтобы ребенок поверил, что у него все получится, прежде всего вы сами должны в это верить.

Способ 8
Наградите его ответственностью. Хороший способ формирования у детей уверенности в себе — это поручение им посильных домашних дел. Двухлетний малыш может собрать со стола и пола крупный мусор, трехлетка — сложить белье в стиральную машину, а ребятишки 4-5 лет — вымыть свои чашки и тарелки, полить цветы, покормить домашнего питомца. Чувство ответственности — даже в малых масштабах — отлично организовывает, воспитывает самостоятельность и дает понимание того, что все получится.